Navigation bar
  Print document Start Previous page
 32 of 78 
Next page End  

самым радикальным образом выводить ограниченное человеческое самовосприятие далеко за
пределы привычных границ.
Л а с л о : Не исключено, что противопоставление того, кем являюсь я, и того, что не является
мной, вообще не представляет собой наиболее удачную постановку вопроса. Возможно, в каждом
из нас есть частица того, что пребывает за нашими пределами.Г р о ф : Безусловно, именно в этом
состоит базовый принцип многих эзотерических систем: человек это микрокосм, отражающий
макрокосм, это микрокосм, имеющий доступ к информации о целом. Внизу то же, что и наверху.
Внутри то же, что и вовне.
Этот принцип мы обнаруживаем в самых разных системах — в древней джайнской концепции
джив, в Хва Йень, в буддизме Аватамсаки, в Тантре, в Каббале, в герметической традиции. В
новые времена сходная идея присутствует в монадологии Лейбница, в голографиче-ской модели
вселенной, в процессуальном мышлении Уайтхеда и, разумеется, Эрвин, в вашей собственной
концептуальной системе. Все эти модели, древние и современные, предлагают радикально
отличную альтернативу жесткой и ригидной дихотомии между внутренним и внешним, между
индивидом и космосом.
Л а с л о : Да, согласно моей точке зрения, человек является не отдельным существом, а
интегральной частью окружающего его мира. Для Запада эта мысль нова, ведь само открытие
ценности индивидуума принадлежит западному Ренессансу. С тех пор индивидуальность от-
дельного человека ценится именно за ее уникальность, за то, что, благодаря ей, он — отличие от
всех остальных людей и всего остального мира. В сегодняшней культуре мы все еще склонны
ставить уникального индивида на более высокую ступень развития, чем коллективно-
ориентированную личность.
Однако в последнее время наблюдается постепенный возврат к пониманию того, что индивид не
полностью отделен, что он является частью более крупной, более всеобъемлющей общности
людей с ее экологией и антуражем. Разумеется, такое понимание сопряжено со
страхом, что индивид является всего лишь болтиком в механизме, нейроном в глобальном мозге.
Р а с с е л : Совсем необязательно рассматривать растущее чувство индивидуальности как нечто
негативное. Это важная часть процесса нашего эволюционного развития; без этого наша
цивилизация выглядела бы совершенно иначе. На сегодняшний день важно уравновесить это
чувство осознанием того, что мы являемся также частью более крупного целого. Так мы сможем
развивать степень своего взаимного сотрудничества и согласованности в направлении более
обширной и всеобъемлющей осознанности, не пытаясь при этом свести на нет одно из
величайших достижений эволюции.
В действительности нам необходимо не сдерживать свою индивидуальность, а, напротив, лелеять
ее, доводя до полного роста. Та самоидентификация, которая господствует в нашей культуре,
проистекает скорее из ограниченного чувства самости. Многие выводят свою идентичность из
того, чем они обладают и чем занимаются, из того, какими видят их другие, из своего социального
статуса, из выполняемых ими ролей, из своей работы, из убеждений, которых они
придерживаются, даже из машины, которую они водят. В таком положении есть множество
изъянов. Идентичности, зависящей от того, чем мы владеем и что делаем в мире, постоянно грозит
опасность. Если что-то из этого меняется, или даже нам только кажется, что что-то меняется, наше
самоотождествление оказывается под угрозой, и мы зачастую совершаем определенные поступки
и произносим определенные слова не потому, что это действительно то, что уместно совершать и
говорить, а потому что испытываем потребность в подкреплении своей самости.
Парадоксальным образом, именно эта ситуация заставляет нас подавлять свою подлинную
идентичность. Мы делаем это, чтобы соответствовать общественным нормам и получать
признание и оправдание, необходимые нам для хорошего самочувствия. Вместо того чтобы
хранить верность собственной самости, люди слишком часто конструируют абсолютно
искусственный образ себя и совершают в результате множество поступков, ни в малейшей
степени не отдавая себе отчета в том, правильные они или нет.
Л а с л о : Полностью согласен с вами. Проблемой является не индивидуальность как таковая, а
изолированная индивидуальность, воспринимаемая как отдельная, даже отрезанная от общества и
природы.
Р а с с е л : Именно эта разновидность слепой индивидуальности и представляет собой проблему.
Необходимо искать способы помочь людям внутренне раскрепоститься, свободно думать о самих
себе, входить в контакт со своей собственной глубокой мудростью и давать ей свободное
выражение в своей жизни.
Hosted by uCoz