Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 78 
Next page End  

Такой вид индивидуальности, находясь на более высоком витке эволюции, не вступает в конфликт
с сотрудничеством с обществом. Напротив, он способен лишь усилить его. Преодолев границы
искусственно выстроенного чувства самости, вы в значительной степени преодолеваете ту
разновидность заботы о себе, которая препятствует подлинному состраданию, вы лучше видите и
чувствуете чужие потребности.
Г р о ф : Мировоззрение, господствующее в западной индустриальной цивилизации, не служит
хорошей службы ни коллективу, ни индивидуальности. Его кредо — заблуждение. Оно
проповедует способ бытия и жизненную стратегию, которые в конечном счете неэффективны,
разрушительны и не приносят удовлетворения. Оно внушает нам, что для счастья достаточно по-
беды в соревновании за деньги, за материальные приобретения, за социальное положение, власть и
славу. Как мы уже увидели в ходе этого разговора, все это совершенно неверно. В этом отношении
западная цивилизация находится в плену величайшего заблуждения. Люди, следующие этой
стратегии, гонятся за миражом. Она обречена на поражение, независимо от того, достигается ли
поставленная цель, поскольку она совершенно неспособна принести удовлетворение и чувство
свершения.
Кен Уилбер в своей книге “Проект Атман” высказывает интересные мысли на этот счет. Он
подробно описывает конкретные результаты основополагающей идеи Вечной Философии,
согласно которой наша истинная природа божественна и в конечном счете мы идентичны с
космическим творческим принципом. Несмотря на то, что процесс творения отделяет и отчуждает
нас от нашей божественной идентичности, само осознание нашей связи с ним, утверждает Уилбер,
никогда полностью не теряется. Глубочайшей мотивирующей силой в человеческой психике на
всех уровнях нашего развития является тоска по возврату к переживанию своей божественности.
Разумеется, эта цель недостижима до тех пор, пока мы продолжаем верить, что являемся
действующим в материальном мире телом-эго. Для ее достижения мы должны стать всем тем, что
мы есть.Л а с л о :   Вы можете поподробнее раскрыть эту мысль, Стэн?
Г р о ф : Этот момент хорошо иллюстрирует известная история об Александре Великом. Это,
безусловно, пример человека, чьи мирские достижения трудно поставить под сомнение. О его
успехах в достижении божественного статуса в материальном мире мог бы мечтать каждый,
зачастую его так и называли — Александр Божественный. А история такова: после целой серии
блистательных военных побед, сделавших его правителем обширнейших территорий от его
родной Македонии до границ Индии, Александр вторгся и в Индию. Там он узнал о неком йогине,
обладающем необычными способностями, или сиддхи, в том числе — способностью предвидеть
будущее.
Александр отправился в пещеру к этому йогину, чтобы спросить его о том, что уготовано ему
самому. Тот был глубоко погружен в свою духовную практику, однако Александр нетерпеливо
прервал его медитацию, спросив, действительно ли он умеет видеть будущее, Йогин молча кивнул
головой и возобновил медитацию. Александр вновь прервал его, задав ему еще один безот-
лагательный вопрос: “Можешь ли ты сказать мне, удастся ли мне завоевать Индию?”. Йогин
немного поразмышлял, затем медленно открыл глаза, окинул Александра долгим сострадательным
взглядом и мягко сказал: “В конечном счете тебе понадобится лишь кусок земли длиной в шесть
локтей”.
Трудно найти более пронзительный пример человеческой дилеммы между отчаянным усилием
обрести реализацию собственной божественности материальными средствами и ограничениями,
которые наклады-
вает на нас наше отождествление с телом-эго. Достичь полного осуществления своего
потенциала в качестве божественных существ можно лишь посредством внут-
реннего переживания. Это требует смерти и преодоления нашей отдельной самости,
кончины нашей идентификации в качестве “эго, заключенного в кожу”. По причине своего страха
перед исчезновением эго, мы вынуждены предлагать Атману всевозможные подмены и суррогаты.
Их содержание всегда зависит от конкретной жизненной стадии и меняется по мере их прохож-
дения.
Для эмбриона и для новорожденного заменителем Атмана является блаженное переживание
хорошей матки или хорошей груди. Для ребенка это — удовлетворение элементарных
физиологических потребностей и чувство безопасности. К тому времени, когда мы достигаем
взрослости, проект Атман разрастается, достигая огромной сложности. Теперь уже есть
широчайший спектр суррогатов Атмана, они включают, помимо пищи и секса, деньги, славу,
власть, внешность, знания и многое другое. Но в то же время мы не перестаем чувствовать, что в
Hosted by uCoz