Navigation bar
  Print document Start Previous page
 38 of 78 
Next page End  

Мы уже говорили о важности смены парадигм, пересмотра ряда основополагающих аспектов
мировоззрения западной индустриальной цивилизации и превращения существующих технологий
трансформации в более известные и доступные. Я полагаю, что столь же важная задача —
обнаружение оптимальных возможностей поддержать те изменения, которые уже происходят.
Ранее я упоминал о том, что мы с Кристиной интересуемся спонтанными переживаниями
необычных состояний сознания — мистическим опытом и психодуховными кризисами. К ним
относятся, в частности, такие явления, как пробуждение кундалини, последовательность смерти-
возрождения, временное растворение границ и переживание космического единства, драма-
тические случаи психического самораскрытия, опыт прошлых жизней и тому подобные
переживания. Современная психиатрия привычно вешает на них ярлыки психозов, считает их
симптомами душевной болезни. По нашему мнению, в действительности это — кризисы
трансформации. Если предоставить им правильное понимание и уход, они могут стать
исцеляющими, преображающими и даже эволюционными процессами изменения.
Еще один злободневный вопрос — алкоголизм и наркозависимость. Как вы знаете, в настоящее
время мы переживаем настоящую эпидемию этой проблемы. Исследователи надличностных
областей все чаще склоняются к тому, что наркомания является выражением неудовлетворенного
стремления к духовности и происходит из неверно понимаемого и идущего в неправильном
направлении поиска трансценденции. Люди с сильной потребностью в духовности, которые не в
состоянии обрести путь, действительно к ней ведущий, очень легко впадают в наркотическую
зависимость. Таким образом она становится несчастливым суррогатом духовности. Как нам
известно, единственные программы, имеющие какие-то шансы на успех в преодолении таких
зависимостей — это те, которые ориентируются на духовную перспективу.
Сохранилась переписка Билла Уилсона, одного из основателей организации Анонимных
Алкоголиков, с К.Г. Юнгом. Уилсон утверждает, что подлинным отцом идеи
двенадцатиступенчатых программ является Юнг. Он ссылается на историю, в которой Юнг
отказался продолжать терапию. При временном улучшении состояния его пациента он сказал ему,
что единственным шансом на исцеление для него является вступление в духовную общину и
надежда на духовный опыт. Пациент вступил в Оксфордскую Группу, где у него действительно
было сильное трансформирующее переживание. Именно этот случай и вдохновил Билла Уилсона
выступить с программой Анонимных Алкоголиков.
Юнг исходил из предположения, что тяга пациента к алкоголю на более глубоком уровне является
его стремлением к трансценденции или, выражаясь средневековыми терминами, к Богу.
Правильной формулой было, следовательно, spiritus contra spiritum — противопоставить
разрушительному действию алкоголя духовный поиск. Вероятно, в более широком масштабе
правильная стратегия лечения алкоголизма и наркомании способна внести свой вклад в
психодуховную трансформацию человечества.
Р а с с е л : Мы должны задаться вопросом, почему люди с самого начала обращаются к той или
иной форме наркомании. Слишком легко сетовать на доступность наркотиков, но это ведь не
объясняет то, почему люди их применяют. Наркозависимость является симптомом более
глубокого недостатка в нашем обществе. Если человек ради внутреннего облегчения обращается к
наркотику, это признак того, что его нынешняя жизнь не дает ему того удовлетворения, которое
он ищет. Это голод по чему-то иному: по более глубокому смыслу, по внутреннему миру, по
свершению, по облегчению от стресса. Однако, поскольку наше общество не обеспечивает средств
для утоления этого голода, люди обращаются калкоголю, героину и т.п. как к временному способу
облегчить свою потребность.
Г р о ф : В определенном смысле алкоголик и наркоман являются лишь внешней формой среднего
западного человека, карикатурой на него, подменяющей поиск трансценденции широким
ассортиментом материальных суррогатов и разнообразными видами зависимости.
Л а с л о : Для некоторых предметом зависимости является алкоголь, для других — секс, для
третьих — быстрая езда или модный стиль жизни. В конечном счете многие начинают искать
нечто другое, что могло бы принести им чувство удовлетворения, поскольку все эти вещи сделать
это неспособны.
Сценарий конца света и выход за его пределы
Л а с л о : Многое из того, что мы здесь говорили, рисует одновременно, весьма мрачную картину
жизни в современных обществах и перспективы ее улучшения. В то же время многие
обеспеченные люди в западных и в равняющихся на Запад странах чувствуют пресыщенность,
осознав, что в действительности им не нужны материальные ценности сверх того, что у них уже
Hosted by uCoz