Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 78 
Next page End  

ошибок, и зачастую это происходит к закату жизни. В отношениях между двумя людьми — и
дома, и на работе — каждый хочет чувствовать себя любимым и быть в ладу с собой. Но, как
правило, устанавливается порочный круг, в котором никто из них не получает желаемого. Когда
кто-то чувствует себя уязвленным, когда ему кажется, что его тем или иным образом осуждают,
чаще всего он защищается, прибегая к какой-нибудь форме нападения. Зачастую этот переход к
агрессивности бывает очень тонким — смена интонации, неуловимое изменение на языке тела.
Иногда он сказывается в выборе слов, и тогда он заметнее. Скрытое намерение при этом всегда
одно и то же: сделать так, чтобы другому стало хуже, чтобы он почувствовал себя уязвленным,
чтобы он ощутил, что его осуждают, на него нападают.За исключением тех случаев, когда второй
человек либо не осозна¸т этой динамики, либо осознанно отказывается вступать в эту игру, он, как
правило, реагирует точно таким же образом, посылая столь же враждебные сообщения первому, в
результате чего оба чувствуют себя атакованными. Так возникает порочный круг. Хотя на
поверхности все выглядит идиллично и мило, на глубине происходят взаимные нападения.
Каждый хочет, чтобы его любили, каждый желает мира с собой, но каждый делает все, чтобы
другой почувствовал себя виноватым и лишился внутреннего покоя.
Поэтому очень важно учить людей общаться так, чтобы не возникал этот порочный круг, а также
вырываться из него, если он уже сложился. Основой любого здорового общения должен быть
вопрос, обращенный к самому себе: как я должен вести себя, чтобы другой почувствовал себя
любимым, чтобы он пребывал в ладу с собой? Когда я руководствовался этим вопросом в своих
собственных взаимоотношениях, результат бывал просто волшебным.
Г р о ф : У нас с Кристиной был как-то исключительно интересный опыт в институте Эсален, в
Биг-Суре, в Калифорнии. Мы организовали экспериментальную образовательную программу с
ярко выраженным эмпирическим компонентом. Она представляла собой серию из тридцати
месячных курсов, которые проходили дважды в году. Как правило, для каждого курса мы
выбирали какую-нибудь интересную для нас тему, например: картография сознания, буддизм и
западная психология, холистическая медицина и целительство, наркозависимость и мистический
поиск, и т.д. На каждый месячный курс мы приглашали нескольких выдающихся учите-
лей, являющихся экспертами по выбранному предмету. Кроме того, в ходе каждого курса мы
проводили регулярные сеансы холотропного дыхания, гештальт-прак-тики, юнгианской игры в
песок, группового процесса, массажа, йоги, ритуалы, медитации, танцы самовыражения,
путешествия в необитаемые места, и т.д. Широко использовались специально отобранные фильмы
и видеозаписи.
Список гостей, приглашавшихся на эти курсы, был весьма широк: там были и пионеры новой
парадигмы мышления, такие, как Фритьоф Капра, Руперт Шелдрейк, Карл Прибрам и Джозеф
Кэмпбелл, и мексиканские и североамериканские шаманы, и физики, и спириты, и христианские
монахи, и суфии, и мастера йоги, а также буддисты Тибета, дзена и випассаны. Это богатое
сочетание интеллекта и опыта оказалось в высшей степени преображающим для участников
курсов.
Мы обнаружили, что в тех случаях, когда люди длительное время посвящают какой-то одной
конкретной модальности, они в конце концов овладевают правилами игры, в результате чего снова
вырастает их психологическая защита, и зачастую они преуспевают именно в том, чтобы
нисколько не измениться. Но когда на людей с самых разных сторон, направлений и уровней
обрушивается новая информация и новые эмпирические стратегии, в них происходит невероятное
ускорение трансформационных процессов. В течение многих лет к нам продолжают поступать
письма от людей, участвовавших в эса-ленских курсах. Обычно их авторы рассказывает в них, что
месяц, проведенный в Эсалене, оказался в их жизни поворотным. Я верю, что похожая модель
может доказать свою полезность в качестве инструмента трансформации и в более широком
масштабе.Л а с л о : Мы возвращаемся к теме революции в сознании, ставшей лейтмотивом нашей
беседы. Итак, возникает впечатление, что возможность выйти за пределы сценария конца света
лежит в преображающих переживаниях, в результате которых эволюционирует наше сознание, и
мы начинаем иначе относиться друг к другу и к природе. У этой возможности много измерений и
много последствий. Может быть, мы обсудим некоторые из них сегодня во второй половине дня.
ВТОРОЙ ДЕНЬ ПОЛДЕНЬ
Мир и личность
О рождении и развитии врастание в новый мир
Л а с л о : В начале этого века Герберт Уэллс сказал, что облик будущего определится исходом
гонки между ростом просвещения и надвигающейся катастрофой. Нечто похожее мы видим и
Hosted by uCoz