Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 78 
Next page End  

способы растворять этот панцирь, освобождаясь от травматических отпечатков в своем сознании и
становясь более открытым по отношению к другим людям, природе и космосу.
Л а с л о : Становятся ли люди, прошедшие через надличностные переживания, лучше в качестве
членов сообщества?
Г р о ф : Не обязательно после одной сессии переживаний, хотя иногда случается и такое. Мне
доводилось видеть, как жизнь человека полностью менялась после одного-едннственного мощного
психоделического или холотропного переживания. Но это, разумеется, нельзя считать правилом.
Вероятность позитивной трансформации значительно возрастает, когда индивид занят
последовательным и систематическим личным поиском.
Л а с л о : Не хотите ли вы сказать, что людям необходимы целые серии надличностных
переживаний, которые длятся неделями, месяцами или даже годами?
Г р о ф : Именно так. Я сам открыл существование трансперсональной сферы, благодаря своей
клинической работе. И я неоднократно видел, что люди приступают к этому процессу как к
терапии после того, как пережили ситуацию, связанную с эмоциональным и психосоматическим
дискомфортом, но в результате последовательности сессий неожиданно открывают нуминозные
измерения собственной психики. После этого их главной заботой в процессе становится уже
философский и духовный
поиск смысла, а не просто терапия. Зачастую поиск приводил их к полной переориентации
отношения к себе, другим, природе и к жизни в целом.
Новая карта реальности?
Л а с л о : Сознание изменяется, способствуя появлению новых прозрений. В связи с этим я хотел
бы предложить вам обоим обсудить вопрос, кажущийся мне особенно интересным и важным, —
вопрос о нашем представлении о мире. На данном этапе оно выглядит весьма фрагментарным,
полным расколотости и зазоров между разумом и телом, между внутренним и внешним, между
человеком и миром...
Г р о ф : Эрвин, мне кажется, вы клоните к тому, что нам необходима исчерпывающая парадигма,
способная интегрировать, свести воедино все наши расколотые представления.
Л а с л о : Мы уже говорили о смене парадигм в науке. Теперь мы можем пойти дальше. Что это за
парадигма, возникновения которой мы можем ожидать? В какой парадигме мы на самом деле
нуждаемся? Очевидно, новой парадигме придется интегрировать нашу нынешнюю
фрагментированную карту реальности. Она должна вобрать в себя все знание, накопленное естест-
венными науками, особенно новой физикой, и внести его в контекст гуманитарных и
общественных наук. Подобный парадигматический сдвиг может оказатьсякритически
необходимым, поскольку мы живем во времена нестабильные и чрезвычайно чувствительные к
любой “флуктуации”, к любым новым идеям, мировоззрениям и ценностям, какими бы
незначительными они ни казались сами по себе. В такой ситуации может появиться и новый
Гитлер и новый Мессия. Мы должны осознавать силу, лежащую как в самих идеях, так и в
деятельности по их распространению, особенно если они соответствуют величайшим нуждам
нашего времени. Речь идет о распространении парадигм, способных оказать позитивное
воздействие на человечество и на мир в целом.
Г р о ф : Я усматриваю проблему в том, что базовые элементы и концептуальные строительные
блоки старой парадигмы выглядят весьма логичными и очевидными, и для большинства людей
они гораздо понятнее. Фундаментальные принципы ньютоновской механики легко
воспринимаются и кажутся согласующимися со здравым смыслом, поскольку они конгруэнтны
нашему повседневному мировосприятию. Понимание же новой парадигмы, как следует ожидать,
может потребовать разносторонней осведомленности в широком диапазоне дисциплин, включая
высшую математику, квантовую физику и физику относительности. Кроме того, ее ос-
новополагающие принципы противоречат интуиции, по крайней мере пока мы находимся в
обычном состоянии сознания.
Примером может служить ваша собственная работа, Эрвин. Вас отличает экстраординарное
владение научными знаниями и способность творчески соотносить друг с другом данные из самых
разных дисциплин. Но то,  что вы пытаетесь объяснить,  среднему читателю
крайне трудно понять без обязательной предварительной подготовки. Вопрос в том, как перевести
эти концепции на обычный язык и представить их таким образом, чтобы они могли обогатить
среднего человека.
Л а с л о : В отношении способности новой парадигмы к распространению я настроен несколько
более оптимистично, чем вы, Стэн. Мне она не представляется более сложной, чем старая: в
Hosted by uCoz