Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 78 
Next page End  

основе своей она очень проста. Мы уже упоминали здесь Альфреда Норта Уайт-хеда. Недавно
один из его учеников и сам по себе тоже великий философ Стивен Пеппер написал книгу о “ми-
ровых гипотезах”, где он показывает, что в общей сложности существует лишь с полдюжины
основных мировых гипотез, то есть способов последовательно мыслить о себе и о мире. Та,
которая зарождается в настоящее время, представляет собой гипотезу органичности, упо-
добляющую мир живому организму. Организмами являются не только отдельные люди, но и вся
биосфера, и даже вся вселенная. Это весьма естественный способ мышления. Как только вы
начинаете проникаться им, все становится на свое место. Я часто сталкивался с этим явлением: вы
делаете некое открытие, которое на первый взгляд лишено всякого смысла, но как только вы
меняете ракурс и смотрите на него под другим углом, оно внезапно оказывается частью более
широкого контекста — того, который Грегори Бейтсон называл “объединяющим паттерном”.
Органичная гипотеза выглядит новой, но в действительности это очень старая идея. Она лишь
возвращается к нам в новом обличье — более конкретном и убедительном, подкрепленном
современными науками. Однако понять ее совсем не трудно. Просто наше образованиебыло
основано не на этой идее, а на ньютоновском механистическом мировоззрении.
Г р о ф : И вы не видите проблемы в том, что ньютоновская картина мира в большей степени
согласуется с повседневным восприятием действительности и выглядит очевидным и логичным
способом мироопи-сания?
Л а с л о : Оно кажется таковым лишь людям, воспитанным в западном или вестернизированном
мире.
Г р о ф : Я неоднократно сталкивался с тем, что в мистических состояниях люди обретают
непосредственный эмпирический доступ к альтернативному восприятию и пониманию мира.
Надличностные переживания способны пробуждать нас от того, что Вильям Блейк — не вполне
справедливо по отношению к Ньютону — называл “сном Ньютона”. Тем не менее, у меня нет
никакой уверенности в том, что новую органичную модель вселенной на самом деле можно,
используя одни лишь интеллектуальные средства, довести до понимания людей, не имевших
непосредственных переживаний, которые указали бы им такое направление. В особенности, когда
они так глубоко запрограммированы гипотезой противоположного характера.
Если новые способы мышления удастся соотнести с присущим западной культуре
мифологическим видением, ситуация, конечно, будет выглядеть иначе. Этим вопросом особенно
сильно интересовался Джозеф Кэмпбелл. Изучая культуры прошлого, он пришел к выводу, что все
они поддерживались и стимулировались мощными мифологическими видениями. Он пытался
найти от-
вет на вопрос, возможно ли прямо сейчас идентифицировать доминирующий мир нашей культуры
или же это будет сделано лишь тогда, когда она уже отойдет в прошлое. Что это за миф, в котором
мы живем? — спрашивал Кэмпбелл. Можем ли мы его распознать? Можно ли как-то вынести на
поверхность, чтобы можно было сознательно черпать из него вдохновение?
Р а с с е л : Ориентированный на механистичность западный ум при восприятии органичной
модели сталкивается еще с одной проблемой, которая состоит в том, что она сопричастна, что она
побуждает нас ощущать себя частью живой вселенной. Наши редукционистские модели и так
называемый здравый смысл ведут нас в противоположном направлении, отделяя от целого.
Г р о ф : Многие культуры успешно существовали в сопричастной вселенной, воспринимая себя
частью всего остального, которая связана со всем остальным. При этом их ритуалы перехода,
мистерии и духовные практики обеспечивали доступ к надличностным переживаниям. В таких
культурах переживания этого рода были несравнимо более доступными, чем в нашей.
Л а с л о : Источником проблемы являются наши фрагментарные институты и способы
существования, не дающие доступа к интегрированным, холистическим, соучастным
переживаниям. Подступающий к нам кризис станет преображающим тиглем для западного образа
восприятия себя и мира. Он продемонстрирует взаимосвязанность и взаимозависимость всего и
утвердит новое мировоззрение. Однако вопрос вопросов в том, как доне-сти до сознания широкой
общественности это органичное мировосприятие без того, чтобы ей пришлось учиться ему
трудным способом.
Р а с с е л : Большинство не желает посмотреть в упор на недостатки нынешней модели. Они не
отпускают взлелеянные убеждения и поведенческие паттерны, если их не вынуждает к этому
ситуация, но тогда может быть слишком поздно.
Нечто подобное происходит и на индивидуальном уровне. Врач может сказать человеку,
ведущему нездоровый образ жизни, что он должен меньше курить, изменить питание, больше
Hosted by uCoz