Navigation bar
  Print document Start Previous page
 51 of 78 
Next page End  

прообразом широкого диапазона конкретных объектов, и лишь последние для них являются
реальными. Между тем, реалисты убеждены, что где-то на самом деле есть область, в которой
платоновские идеи ведут реальное самостоятельное существование. Так или иначе, в измененных
состояниях мир архетипов переживается весьма убедительным образом. Мы можем посещать
множество различных архетипических областей, населенных мифологическими существами,
точно так же, как материальный мир населен людьми, животными и растениями. Архетипические
существа пребывают, по-видимому, на гораздо более высоких энергетических уровнях и
окружены отчетливой аурой нуминозности. Представляется очевидным, что они принадлежат к
более высокому порядку, однако влияют на еобытия на нашем уровне. Поэтому древние и
туземные культуры считали их божествами. Такое отношение к архетипам очень легко понять.
Л а с л о : Стэн, могли бы вы привести примеры из более близких к нам времен?Г р о ф : Много
лет назад вышел очень интересный фильм о Ясоне, аргонавтах и поисках золотого руна. Сюжет
его разворачивался на двух различных уровнях. На материальном уровне с Ясоном и его
путниками случались разнообразные приключения. На другом уровне — в мире олимпийских
богов — происходили свои события: конфликты, напряжения, любовные истории и т.п. Между
уровнями существовала отчетливая взаимная связь. У каждого божества была своя сфера влияния
на земле, свои любимцы и свои враги среди людей. События мира богов проецировались на
материальный уровень, сталкивая человеческие персонажи с бурями, свирепыми животными и
другими опасностями либо принося им различные подарки судьбы.
Сходная концепция лежит в основе представлений лучших представителей астрологии. Согласно
их идеям, события, происходящие как в нашей психике, так и во внешнем мире, являются
выражением архетипической динамики, которая, в свою очередь, соотносится с движением и
положением планет. Поскольку планеты наблюдаемы, мы можем извлекать из этого наблюдения
выводы о происходящем в мире архетипов, а также получать косвенную информацию о том, чего
можно ожидать в материальной сфере. Эти связи по природе своей синхронистичны и не имеют
ничего общего со случайностью. Поэтому материалистическим ученым, жестко ограниченным
мышлением в терминах причины и следствия, так трудно допустить возможность, что в астроло-
гии может быть какая-то ценность.
Л а с л о : Идеям Юнга присущ элемент, сходный с такими представлениями. Как хорошо
известно, Юнг сформулировал свою концепцию архетипа в сотрудни-
честве с Вольфгангом Паули. Юнгу не давал покоя тот факт, что в то время как его собственное
исследование человеческой психики ведет к встрече с такими “неприличными” объектами, как
архетипы, исследование в области квантовой физики точно так же приводят к “неприличным”
микрочастицам физической вселенной — к сущностям, которые, по всей видимости, полностью
объяснить невозможно. Юнг пришел к заключению, что существование двух “неприличностей”
вполне допускает возможность того, что в действительности речь идет не о двух различных
явлениях, а об одном и том же. Согласно Юнгу, этим общим и единственным фактором, лежащим
в основе всего и объединяющим мир физики и психологии, является units mundus, единый мир.
Это значит, что области разума и материи — psyche и physis — являются дополняющими друг
друга аспектами одной и той же трансцендентальной реальности всеохватного units mundus.
Архетипы представляют собой фундаментальные динамические паттерны, разнообразные
проявления которых характеризуют и ментальный, и психический процессы. В ментальной сфере
они организуют образы и идеи; в физической — структуры и преобразования материи и энергии.
Однако фундаментальная реальность — это unus mundus, не являющийся сам по себе ни
психическим, ни физическим. Он лежит за пределами обеих этих сфер. В данном контексте
нетрудно вспомнить выдвинутую в более поздние времена идею имплицитного порядка, также
подразумевающую трансцендентную область за пределами пространства и времени, где все
сведено воедино. Их разделяет лишь наше взаимодействие с эксплицитным порядком, который
“разворачивается” в пространстве и времени.Г р о ф : Сходные представления фигурируют и в
процессуальной философии Уайтхеда, согласно которой все прошлое вселенной присутствует в
каждом новом мгновении, в каждом конкретном “сейчас”, как часть причинно-следственной
действенности. Уайтхед находит место и для Бога, а также для иных так называемых вечных
объектов. Читали ли вы недавно вышедшую книгу Рика Тарнаса “Страсть западного ума”
(электронная версия выложена на сайте "Истина освободит вас" http://MARSEXX.narod.ru)?
Л а с л о : Я читал. Рик описывает там историю европейской мысли, обсуждая взаимоотношения
между двумя уровнями реальности: общеизвестной, эмпирической — и архетипической,
платоновской, или высшей, реальности. Кстати, он показывает, что ход европейской истории
Hosted by uCoz