Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 78 
Next page End  

ради самого себя, а с другой — соображение о том, что различные виды искусства способны
делать для отдельного человека и даже ради человечества в целом.
Г р о ф : Последнее соображение безусловно предполагает ответственность артиста, однако не
следует забывать, что для того чтобы оценить то, что может предложить артист, и поддерживать
искусство в целом, требуется весьма определенная аудитория. Артист — лишь одна часть
уравнения; другой его частью являются чув-
ствительность а восприимчивость аудитории, и их необходимо культивировать. Меня очень
тревожит то, как низко в этой стране ценится гуманитарная деятельность и особенно искусство.
Это то, что первым приносится в жертву всякий раз, когда возникает нехватка денег. Необходимо
изменить приоритеты в нашей системе просвещения в сторону большего развития и воспитания
аудитории и взращивания индивидуальных творческих способностей.
Р а с с е л : В нашем обществе не учат ценить искусство или слушать музыку. Вам просто
предлагают искусство, и оно либо вам нравится, либо нет. Вы не учитесь на тщательно
продуманных курсах художественной оценки, которые помогли бы вам понимать то, что делают
артисты, и осознавать важность их работы. Люди искусства вкладывают в свои творения сердце и
душу, что-то, что имеет для них глубочайшее значение, но мы не умеем ни понять, ни оценить то,
чем они пытаются с нами поделиться.
Л а с л о : Всегда есть отправитель, и есть получатель, даже если в конкретном опыте они могут
быть в одном лице. Получатель, “воссоздающий” произведение искусства через собственное
восприятие, в каком-то смысле тоже является артистом. Однако в современном мире существует
тенденция отчуждать искусство и весь его мир от публики. Таким образом, искусство фактически
хранится лишь для узкого круга избранных и посвященных.
Г р о ф : Эрвин, в своей книге “Творческий космос” вы цитируете высказывание композитора
Шенберга отом, что подлинное произведение искусства предназначено не для всех, а такое
произведение, которое действительно создано для всех и каждого, не является искусством.
Л а с л о : Действительно, Шенберг и многие другие артисты мыслили в терминах I'art pour I'art.
Многие из них, хотя и не все, склонны к интровертности и не признают никаких обязательств,
кроме как по отношению к своей деятельности. Они утверждают, что у искусства собственные
законы и что оно несет ответственность лишь по отношению к самому себе. Тем не менее, искус-
ство является и элементом человеческой культуры и, как таковое, способно служить компонентой
культурной трансформации. Я считаю, что сообщество артистов должно вносить в нее свой вклад,
так же как и сообщество ученых и просветителей.
Р а с с е л : Артисты уже вносят свой вклад.
Л а с л о : Но относятся ли они к нему достаточно серьезно?
Р а с с е л : Полагаю, большинство артистов относятся к своей работе чрезвычайно серьезно. По
какой еще причине столь многие из них избирают образ жизни, в котором так мало финансового
вознаграждения?
Л а с л о : Я говорю о серьезном отношении не к тому, что они делают, а к их роли в решении
грандиозных задач, о которых мы здесь говорим, к их потенциальной способности ускорить
культурную эволюцию.
Р а с с е л : Я уверен, что некоторые относятся к этому вполне серьезно, но я также уверен и в том,
что многие отнюдь не рассматривают свою работу в контексте изменения сознания на глобальном
уровне. В целом же, как я полагаю, артисты очень серьезно относятся к своим обязательствам по
отношению к собственной работе, и мне не кажется так уж важным, осуществляют ли они свою
деятельность в контексте культурной трансформации. Важно, что они делают именно то, к чему
испытывают сильное влечение. Таким образом, каждый по-своему способствует развитию
сознания.
Л а с л о : В принципе, великое искусство, почти по
определению, постигает и доносит до других какие-то формы прозрения, и это необязательно
должны быть рациональные открытия, как в науке. Обычно это прозрения, для которых
необходима художественная чувствительность. Благодаря ей артисты способны вытягивать свою
“антенну” и воспринимать настроение и дух окружающего мира — его лейтмотив, а также значи-
тельные отклонения от него. Но артисты не только эмпирические исследователи, они и
коммуникаторы. А это значит, что их ответственность выходит за рамки лишь их собственного
внутреннего мира и распространяется и на более широкий мир, разделяемый другими. Их ау-
диторией потенциально является любое созревшее человеческое существо, поскольку- каждый
Hosted by uCoz