Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 78 
Next page End  

ценить художественную продукцию, не умея производить ее самостоятельно. Мы можем
взглянуть на то, что предлагает нам искусство, и сказать: Боже мой, если бы такая творческая
способность в большей степени была направлена на переживаемые нами проблемы, как это могло
бы помочь людям яснее понимать свои неприятности и свои задачи, а также справляться с ними. В
этом отношении есть что улучшать.
Г р о ф : Мы говорим о том, что могли бы и должны были бы делать различные группы — ученые,
экономисты, политики, а также артисты, и о том, как можно ускорить их деятельность. Я верю,
что многого можно достичь, просто способствуя обмену информацией и поощряя открытый
диалог как внутри каждой из этих групп, так и между ними. Кроме того, настоятельно необходимо
системное мышление, сводящее мозаику разрозненных открытий и прозрений во всеобъемлющее
целое.
Л а с л о : Возможно, существует не только научение, но и самообучение. Разве артисты не могли
бы совместно обсудить свою роль в искусстве и цивилизации, в упадке нынешней фазы западной
культуры и зарождении на ее месте чего-то нового? Это была бы величайшая задача, которую
когда-либо решали люди искусства и не только они.
Г р о ф : Я действительно считаю, что очень многого можно было бы достичь с помощью той
разновидно-
сти диалога, которую рекомендовал Дэвид Бом. В нем приняли бы участие разные категории
артистов, исследующих свою позицию по отношению к ситуации. Люди искусства стали бы более
сознательными, стали бы лучше осознавать наши общие проблемы и в конечном счете определили
бы собственный способ отношения к ним и выражения их в своем искусстве.
Р а с с е л : Думаю, что это ключевой момент. Как мы можем вдохновлять друг друга? Как можем
служить друг для друга катализаторами?
Г р о ф : Согласно моему опыту, одним из таких мощных катализаторов является ответственная
работа с неординарными состояниями сознания. В те годы, когда я проводил психоделическое
исследование в Чехословакии, там не было жестких ограничений на профессиональное
использование соответствующих препаратов. Многие артисты в Праге, услышав или прочитав про
нашу работу, вступали с нами в контакт и просили провести с ними психоделические сессии. Мы
соглашались, поскольку нам казался очень интересным вопрос о воздействии изменяющих
сознание веществ на художественное выражение.
После своей эмиграции в США я в течение двадцати лет не мог посетить родную страну,
поскольку мое пребывание в Америке расценивалось чешскими властями как противозаконное.
По прошествии этого времени я наконец посетил Прагу, и там у меня появилась возможность
побывать на выставках художников, которые некогда участвовали в психоделических сессиях по
нашей программе. Картины располагались в хронологическом порядке, поэтому сразу можно было
определить, когдаименно у них были эти переживания. С того момента в их искусстве происходил
квантовый скачок.
Мы сами никак не пытались повлиять на их искусство; они были заинтригованы нашей работой и
спонтанно выражали свой интерес к ней, а затем по-своему использовали приобретенный опыт.
Л а с л о : Похожий опыт был у нас в Будапештском Клубе. Одним из наших творческих членов
была английская леди Маргарет Смитуайт. У нее были белоснежные волосы и прекрасные
голубые глаза. Много лет она работала с детьми, уча их медитировать. Сначала она показывала
им, как входить в медитативное состояние, затем давала задание нарисовать картину
безмятежного мира, в котором дети и все остальные прекрасно ладят друг с другом, мира, в
котором они хотели бы жить. Она работала с ними примерно неделю, снова и снова проводя
медитации и занятия по рисованию. В конце этой недели она наблюдала огромную разницу,
которую претерпевали рисунки детей. Мы пригласили ее провести такую неделю в одной из
будапештских школ, а затем устроили выставку детских рисунков. Посетившие ее родители были
потрясены.
Сегодня у нас несколько сот таких рисунков, выполненных детьми, которые живут в разных
частях света и принадлежат к разным культурам. Маргарет занималась медитацией и рисованием с
детьми австралийских аборигенов, американских индейцев, с детьми людей, уцелевших в
чернобыльской аварии, с детьми из самых разных мест — близких и далеких. Несмотря на то, что
каждому ребенку и каждой культуре свойственно собственное видение, в картинах проявлялись
общие архетипические элементы. А в эволюции картин явст-
венно прослеживалось огромное влияние опыта медитации.
Hosted by uCoz