Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 78 
Next page End  

мы освобождаем свой ум от различных убеждений и концепций, отделяющих нас от других, и
начинаем испытывать более глубокое сопереживание с ними.
Г р о ф : В необычных состояниях мы можем осознанно переживать отождествление со всем, что
является частью мироздания, — с людьми, с животными, с растениями, с архетипическими
существами. Возможно, для всего, что мы способны воспринимать как внешний объект,
существует соответствующее субъективное переживание. Вы можете почувствовать, например,
что стали секвойей. Вы ощущаете свое тело как дерево вместе с его корнями, с процессами
движения микроэлементов и воды в корневой системе, даже с переживанием фотосинтеза в хвое.
Это не просто гипотетический пример, я рассказываю о том, что произошло с одним из тех, с кем
я работал. Да и у меня самого бывало такое. Это что-то невероятное!
Л а с л о : Как по-вашему, до какой разделительной черты доходит подлинная способность
переживать страдание, радость и другие эмоции? Ограничена ли возможность испытывать чувства
и эмоции только человеком, или же на это способны и другие существа — животные, растения,
может быть, вся биосфера?...
Рассел: Я не знаю насчет растений; вроде бы у них нет нервной системы, как у животных. И мне
неизвестно, зависит ли способность к страданию от наличия нервной системы, означает ли ее
отсутствие, что они не могут испытывать боль? Не знаю. Но я без колебаний опустил бы эту черту
ниже уровня позвоночных. У меня нет сомнений в том, что касается насекомых. Мне бы не
пришло в голову оторвать пауку конечности, потому что, как мне кажется, ему это причинит боль.
Л а с л о : Любопытно, не служит ли связь между листьями и ветками дерева с его стволом для
фиксации каких-то ощущений, вроде боли. Возникает ли в растении некое качественное
ощущение, когда отрывают его листья или ветви?
Рассел: Я на самом деле этого не знаю, ведь опираться я могу лишь на собственный опыт.
Отрывание ног у паука я ощущаю как нечто неправильное, но сорвать лист с дерева могу без
особых терзаний. Вероятно, я провожу некую умозрительную границу между пауком и деревом.
Л а с л о : Пожалуй, у меня это не так. Я склонен полагать, что даже атом кислорода, когда его
бомбардируют лучами, “чувствует” нечто качественное, подобное самым элементарным формам
боли.-
Г р о ф : Возможно, существует бесконечное разнообразие проявлений дискомфорта, связанных с
процессами, которые протекают на всех уровнях бытия. Мы говорили здесь об Уайтхеде. Я
считаю, что его открытия не покрывают сколь-либо полного диапазона надлично-стных
переживаний. В частности, потому что он считает сознание самой последней стадией в процессе
биологического сращения.
Р а с с е л : Пожалуй. Но, с другой стороны, разве Уйтхед не считал, что некая внутренняя жизнь
— не обязательно сознание в той форме, в которой оно нам знакомо, а некий внутренний мир —
простирается по. всему эволюционному древу, достигая самых базовых элементов материи?
Л а с л о : В его воззрении есть место для так называемых “сообществ истинной сущности”,
имеющих собственное внутреннее измерение, и в их число входят даже молекулы.
Г р о ф : Он писал также, что каждая истинная сущность содержит в себе всю историю вселенной
вплоть до настоящего момента. На обычном уровне восприятия мы, как правило, не осознаем
всего, что составляет настоящий момент, все то, что втекает в его. Мы вполне могли бы
воспользоваться его моделью, допустив, однако, что в измененных состояниях некоторые
конкретные аспекты этой истории могут неожиданно всплыть наверх, становясь полностью
осознаваемыми. Они могут проявляться как образы людей, животных, растений, неорганических
объектов и даже архетипов, или, следуя терминологии Уайтхеда, “вечных объектов”.
Л а с л о : В столь обширном диапазоне идентификации ценностная система человека способна
стать менее эгоцентричной, менее ограниченной. Переживания
отождествления в подобных измененных состояниях сознания могли бы стать мощным
социализирующим фактором в нашем мире.
Г р о ф : Да, так оно и есть.ВТОРОЙ ДЕНЬ ВЕЧЕР
Предельные вопросы: Заключительные размышления
Карма
Л а с л о : Мы затронули целый ряд фундаментальных, возможно даже — предельных вопросов.
Не стоит ли обратиться к некоторым из них снова? Что мы можем из них извлечь? Возьмем, к
примеру, поразительные способности, возникающие в людях, когда они входят в измененные
состояния сознания.
Hosted by uCoz