Navigation bar
  Print document Start Previous page
 65 of 78 
Next page End  

озабоченным чем-то еще более важным, чем события этой жизни. Как известно, травматические
переживания младенчества и детства способны оказывать пагубное и искажающее влияние на
последующие годы жизни; поиск таких событий составляет важную часть большинства видов
конвенциональной психотерапии. Но вот — травматическое событие найдено, и неожиданно
выясняется, что оно пагубным образом повлияло не на одну жизнь, а на целую серию
последовательных воплощений. Осознав это, люди могут превратиться в своего рода “охотников
на карму”.
Что же произошло? Люди, которые прежде воспринимали себя сущностями, ограниченными во
времени и пространстве, сочетаниями эго-тело, живущими всего один раз, внезапно преодолели в
своем переживании границы линейного времени. Теперь они убеждены, что уже жили в прошлом
и, судя по всему, будут снова воплощаться в будущем. Но для того чтобы прийти к такому
убеждению, они должны быть уверены в том, что они существуют в пространстве отдельно от
других людей. Потому что без действующих лиц не может быть никакой кармы.
По мере продолжения их поиска у них могут возникнуть другие виды переживаний, которые, в
свою очередь, убедят их в том, что их ощущение своей отдельной сущности — иллюзорно, что
они являются частью единого поля космического сознания, включающего все и всех. С этого
момента они перестают верить в карму, поскольку начинают рассматривать и кармические
сюжеты как продукт майи, вселенской иллюзии. Однако это новое неверие в карму радикально
отлича-
ется от их первоначального скептицизма, так как теперь они знают, что человек бывает в разных
состояниях сознаниях и что в некоторых из них идея перевоплощения воспринимается как абсурд,
а другие убеждают его во всеобъемлющей значимости кармы. На вопрос о карме нет единого и
недвусмысленного ответа. Все зависит от эволюционной стадии сознания, на которой вы
находитесь.
Л а с л о : Выходит, что на самой высокой стадии, доступ к которой осуществляется в зависимости
от уровня, достигнутого в течение жизни, могут существовать разные кармы. В определенном
смысле, мы влияем на выбор собственной будущей жизни.
Г р о ф : В тибетской Ваджраяне есть истории о продвинутых ламах, которые способны полностью
сохранять сознание при переходе через три бардо — промежуточных состояния, которые личность
переживает между смертью и следующим воплощением. О некоторых сообщается, что они могут
предсказать и даже решить по своей воле, когда, где и в каком теле они воплотятся в следующей
жизни.
В связи с перевоплощениями есть один момент, который я пока не акцентировал в достаточной
степени, а сейчас хотел бы это сделать. Самой существенной характеристикой переживания опыта
прошлой жизни является полное ощущение достоверности этого воспоминания: я понимаю, что
это со мной происходит не впервые, я помню, что когда-то на самом деле был этой личностью.
Бывают и другие переживания, где вы оказываетесь в других эпохах и других местах, но они
лишены элемента такого личного воспоминания. К примеру, я могу ото-ждествиться со
священником-инком, с римским солдатом или пьяной мексиканкой, но не испытать чувства своей
личной причастности к переживанию. Это лишь своего рода окно в юнгианское коллективное
бессознательное.
Современная физика продемонстрировала, что в мире нет отдельных объектов, что вселенная
представляет собой единую паутину субатомных процессов. И все же, в нашей повседневной
жизни нам свойственное особое, собственническое отношение к своему индивидуальному
существованию, к своему телу, к своему эго. Когда процесс самоисследования достигает
коллективного бессознательного, все человеческие жизни, прожитые на протяжении истории
человечества, становятся нашей жизнью. Как я уже уговорил, все они имеют лишь одно дей-
ствующее лицо — Абсолютное Сознание, Брахман, Дао, можно воспользоваться любым из
терминов, которым мы его называем. Однако в отношении некоторых из этих отдельных жизней
мы испытываем такое же собственническое чувство, переживая их как “свои прошлые жизни”.
При этом мы еще не отпустили свое эго полностью, все еще держимся за остатки своей отдельной
идентичности.
Л а с л о : Считаете ли вы переживания прошлой жизни доказательством того, что существует —
скажем несколько упрощенно — узел сознания, который претерпевает физическую смерть и снова
перевоплощается?
Hosted by uCoz