Navigation bar
  Print document Start Previous page
 66 of 78 
Next page End  

Г р о ф : Нет, не обязательно. Скажем, для индуистов учение о реинкарнации является не верой в
обычном смысле этого слова — то есть необоснованным и неподтвержденным мнением, — а
чрезвычайно прагма-
тическим вопросом. Это попытка обеспечить каким-то концептуальным оформлением широкий
диапазон необычных переживаний и наблюдений. Однако даже в индуистской традиции вера в
непрерывность некой отдельной единицы сознания, неоднократно перевоплощающейся жизнь за
жизнью, была бы воспринята как весьма примитивная, низкого уровня, интерпретация фактов.
Согласно более утонченным учениям индуизма, есть лишь одно-единственное существо, которое
действительно перевоплощается, и это Брахман. До тех пор, пока в вашей истории есть более
одного действующего лица, вы все еще пребываете под влиянием космической иллюзии, или
майи. Существование представляет собой единое поле, и любые границы, которые мы переживаем
внутри него, всегда относительны и в конечном счете могут быть преодолены. Мы можем
переживать себя как отдельное тело-эго, отождествляться со всеми матерями в мире, со всем
человечеством в целом, даже со всей биосферой. Но в окончательном смысле все эти границы
произвольны и преодолимы.
Сознание
Л а с л о : То, как люди в современных обществах воспринимают себя, то представление, которое
у них есть о человеческом существе как таковом, претерпело значительное изменение — даже
только в течение одного этого столетия. И тем не менее распространенный в обществе образ
человека все еще не дотягивает до того,который был бы адекватен жизни на этой маленькой и
взаимозависимой планете. Каков же именно сегодня образ человека? И, особенно интересно,
каков превалирующий взгляд на природу его сознания? Ответы на эти вопросы могут играть
решающую роль в поведении людей в конкретных обстоятельствах.
Р а с с е л : Наш образ себя уже меняется. Согласно прежнему взгляду, люди неким образом
отличны от остальных созданий, мы особые, поскольку у нас есть сознание, а у других существ
его нет. Такое умонастроение характерно не только для части научного мейнстрима, но и для
классического христианства. Однако рано или поздно оно порождает трудные вопросы: что такого
есть в человеческих существах, что делает их сознательными? Каким образом сознание возникает
из неодушевленной материи?
Согласно новому подходу, обретающему все больше сторонников, различие между нами и
другими существами состоит не в наличии сознания, а в степени его наличия.
К примеру, собаки, по-видимому, чувствуют боль. Если бы мы так не считали, им бы не вводили
анестетики, когда их оперируют. Кроме того, похоже, что во сне они видят сновидения. Они
умеют узнавать людей и места и действовать, преследуя конкретные цели. Заявление о том, что
собака лишена сознания, что ее опыт не имеет внутренней составляющей, было бы так же смехо-
творно, как утверждение, что сознания нет у моего соседа, живущего через дорогу. Нас отличает
от собак не само сознание, а то, что в нем происходит. Мы, люди, способны думать словами,
рассуждать, постигать мир, в котором живем, можем думать о будущем и принимать
решения, и мы осозна¸м себя и сам тот факт, что у нас есть сознание.
То, что говорилось о собаках, верно и в отношении других млекопитающих — кошек, лошадей,
дельфинов, — все они обладают внутренним переживанием мира. Я думаю, оно есть и у птиц,
змей, лягушек, рыб. Все они позвоночные, у них есть мозг, позвоночник и органы чувств,
принципиально схожие с нашими. Вопрос не в том, почему у нас есть сознание, а как далеко вниз
по эволюционному древу распространяется осознанность.
Мне трудно решить, где провести эту черту. У насекомых есть простая нервная система. Почему
бы и им не иметь сознание, пусть даже оно равняется лишь крошечной доле нашего? Может быть,
нервная система не порождает сознание, а лишь усиливает его. Может быть, даже отдельная
клетка обладает какой-то зачаточной формой сознания. Даже если по сравнению с богатством
известных нам переживаний оно ничтожно, можно ли утверждать, что у нее нет вообще никакого
сознания?
С этой точки зрения, сознание не эволюционирует, но является свойством, присущим жизни.
Эволюционирует, как я сказал, лишь степень обладания сознанием.
Л а с л о : Именно это я и имел в виду, когда мы говорили о переживаниях боли и радости в
контексте этики и морали. Я склонен подозревать, что даже молекулы и атомы обладают какой-то
формой внутреннего измерения, неким элементом, напоминающим субъективное переживание.
Эта мысль, конечно, не нова; она хорошо известна из истории философии — как на Востоке, так и
Hosted by uCoz