Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 78 
Next page End  

на Западе.Однако можете ли вы поподробнее разъяснить идею универсального сознания, степень
выраженности которого составляет субъект эволюции?
Р а с с е л : В понимании универсальной природы сознания полезной аналогией может послужить
картина, написанная на холсте. Какова эта картина — зависит от красок, от качества кистей, от
вдохновения художника. Но какая бы ни писалась на холсте картина, простая или сложная, холст
— тот же, и он совершенно необходим. Без холста не было бы и картины. Точно так же обладание
сознанием является необходимой предпосылкой любого переживания. Варьируются лишь образы,
возникающие в сознании. Простейшие организмы переживают простейшие картины реальности.
Существа с эволюционировавшими органами чувств могут более детально переживать мир в
своем уме. Чем сложнее нервная система, тем глубже обработка сенсорных данных и целостнее
картина реальности.
Главной причиной, по которой человеческое сознание разительно богаче, чем сознание других
животных, является тот факт, что мы развили речевую способность. Используя слова, то есть в
сущности — символы, мы можем сообщать друг другу различные аспекты своего опыта. Это
означает, что мы умеем делиться друг с другом своими переживаниями. Собака обучается
главным образом на собственном опыте, свое познание мира она вынуждена строить с самого
нуля. Люди учатся не только на собственном опыте, но и на опыте других. В результате мы
сформировали коллективный корпус знания, значительно превосходящий все, чего мог бы достичь
в одиночку каждый отдельный индивид. Поэтому у нас есть образование. Мы стремимся
передавать сво¸ пони-
мание другим, чтобы они могли извлекать пользу из чужого опыта.
Вероятно, самым важным следствием развития языка является способность мыслить. Мы
используем язык не только для общения друг с другом, мы пользуемся им и во внутреннем
измерении, мысля словами. Из этого развилась способность рассуждать, думать о прошлом,
воображать будущее, делать выбор, думать о своих переживаниях. Из этого возникло и
самосознание: мы сознаем, что мы сознаем; мы осозна¸м тот факт, что у нас есть сознание.
Л а с л о : Способность осознавать свою способность осознавать — так называемое “рефлексивное
сознание” — открывает тому, кто им обладает, воистину новое измерение.
Р а с с е л : Само-рефлексирующая природа нашего сознания открывает нас для восприятия
божественного. Та или иная форма чувствительности, которую разделяют все чувствующие
существа, близка к мистическим представлениям о Боге. На протяжении всей человеческой
истории, в самых разных культурах, мистики неоднократно заявляли о единстве своей личной
идентичности и Бога. В индуистской философии это находит свое отражение в концепции
единства Атмана, то есть сущности нашего сознания, и Брахмана — сущности и источника всего
бытия. В христианской традиции именно это прозрение, судя по всему, стояло за фразой, как “Л
есмь Бог”, хотя для многих мистиков такие высказывания оканчивались неприятностями с
церковью, считавшей их еретическими.Сегодняшняя наука не слишком много внимания обращает
на эту универсальную природу сознания. Она все еще находится в плену старой модели, согласно
которой пространство, время и материя составляют первичную реальность, а сознание каким-то
образом возникает из них. Но по мере того как наука будет относиться к теме сознания все более
серьезно, ей постепенно придется разработать иную парадигму, в которой сознание
рассматривается как столь же первичное качество реальности, как пространство, время и материя.
И тогда она откроется для нового понимания того, о чем тысячелетиями говорила религия. Это
будет уже не классический Бог — этакий старик на небесах, — а представление о Боге, прекрасно
согласующееся с научным пониманием мира. Именно тогда начнут происходить по-настоящему
интересные перемены. Сейчас они еще не начались, но я верю, что мы к ним идем.
Г р о ф : Пит, многие представители основной части научно-материалистического мейнстрима
категорически не согласились бы ни с чем из того, что вы говорите. Например, с тем, что
способность к осознанности пронизывает все живое и все сущее, что наша глубочайшая сущность
божественна. Я помню ряд экстремистских заявлений, сделанных после того, как Норберт Винер
сформулировал основы кибернетики. Например, когда была сконструирована механическая лиса,
способная преследовать кролика, не имея никакого субъективного представления о его
существовании, было всерьез высказано предположение, что все животные на самом деле таковы,
что они всего лишь механические системы, лишенные всякого  субъективного  осознавания  и 
ведомые  лишь
сложными последовательностями стимулов и реакций. Отказать в сознании людям было труднее,
ведь мы все переживаем его.
Hosted by uCoz