Navigation bar
  Print document Start Previous page
 9 of 78 
Next page End  

распространяется знание о факторах, культивирующих внутреннюю осознанность, — тем
благоприятнее становится социальная среда для дальнейшего пробуждения, поощряя к
пробуждению все большее число людей. В результате вероятность изменения в сознании растет, и
само изменение становится более легким. Такое развитие может спровоцировать коллективный
скачок в сознании.
Смерть и возрождение: вымирание и обновление
Р а с с е л : Однако, помимо возможной революции в сознании, есть и много других возможных
сценариев. Мы только что говорили о том, что живем в непредсказуемые времена. Темп перемен
столь высок, а мир настолько сложен, что никто не возьмется предсказать, каким он будет через
десять или даже через пять лет. Несомненно лишь одно — нас ожидает много внезапных перемен.
Некоторые из них могут оказаться катаклизмами, некоторые — крупными политическими
переворотами, иные — значительными сдвигами в сознании. Не думаю, что в наших силах точно
прогнозировать, что именно и как будет происходить. Мы должны быть готовы к любым, самым
неожиданным событиям. Может произойти все, что угодно.
Л а с л о : Или не произойти ничего. Это было бы хуже.
Р а с с е л : Такого не будет.
Л а с л о : Я имею в виду, что, когда перемена произойдет, нас уже не будет.
Р а с с е л : Нас, возможно, не будет. И страх, вызываемый такой возможностью, весьма реален. Он
сам по себе требует пристального внимания, поскольку очевидным образом связан со страхом
смерти.
Наша личная смерть — единственное, в чем мы можем быть уверены в своей жизни. Понимание
этого и есть та цена, которую мы платим за способность осознавать свою индивидуальность и
смотреть в будущее. Смерть является единственной неизбежностью; тем не менее большинство из
нас проживает свою жизнь так, словно этого никогда не случится. Мы стараемся не думать о
смерти, живя в отрицании того единственного, что невозможно отрицать.
Это происходит и на коллективном уровне. Мы страшимся конца своего мира, конца своей
цивилизации. Но и смерть цивилизации, по-видимому, тоже неизбежна. Ведь ни одна из
цивилизаций прошлого не длилась вечно. Почему наша должна отличаться от них? И врачи, и
духовные учителя говорят нам, что принять свою личную смертность и даже приветствовать ее —
один из самых здоровых шагов, которые мы способны предпринять. Возможно, нам необходимо
сделать то же самое и на коллективном уровне — принять и даже приветствовать конец мира в
том виде, в каком мы его знаем.
Обычно мы поступаем прямо противоположным образом, отрицая это, пытаясь с этим бороться.
Мы не желаем, чтобы это произошло, вероятно, потому что не хотим лишиться своего удобного
стиля жизни, к которому мы так привязаны. Но в конце концов, нам, возможно, все-таки придется
это принять. И тогда такое приятие может стать пусковым механизмом, открывающим новые
возможности, новый, более богатый, более духовный способ видеть жизнь.
Л а с л о : Я все-таки верю, что человечество, как вид, способно трансформироваться и
возродиться.
Р а с с е л : В принципе, это так. Но мне представляется, что мы должны допустить и такую
возможность, что уже слишком поздно, что время упущено.
Л а с л о : Во мне тоже все время растет такое ощущение. Возможно, мы действительно упускаем
время.
Р а с с е л : Необходимо допустить такую возможность. В ее вытеснении таится великая опасность.
Г р о ф : На основании опыта и наблюдений в своей работе я склонен рассматривать смерть в
более широком контексте, в духовной перспективе. В необычных состояниях сознания
психологическая встреча со смертью представляет собой ключевой элемент психодуховной
трансформации. Когда смерть переживается символически во внутреннем самоисследовании, она
способствует духовному открытию, мистическому опыту. Встреча с актуальной биологической
смертью может использоваться для этой же цели. Например, в тантрической традиции Тибета и
Индии человек должен проводить какое-то время в присутствии умирающих людей и на
кладбищах для переживания контакта с мертвецами.
Для опыта смерти во внутреннем переживании характерно то, что на самом деле биологической
кончины индивида не происходит. Скорее это можно называть смертью эго. Мы открываем для
себя, что наше существо не сводится к тому, что Алан Уотте назвал “эго, заключенное в кожу”.
Наша новая идентичность становится гораздо шире — мы отождествляемся с другими людьми, с
животными, с природой, с космосом в целом. Иными словами, в нас развивается духовная или
Hosted by uCoz