Navigation bar
  Print document Start Previous page
 101 of 120 
Next page End  

Этими предварительными предположениями мы вынуждены завершить рассмотрение
вопроса о "положительных" переживаниях, осознавая, что подробная разработка этой
темы может потребовать значительных дополнений, а то и изменений общей категории
переживания. 
Второй из вопросов, на котором мы хотели бы остановиться, был однажды задан автору в
такой форме: "Вводимое Вами понятие переживания совершенно независимо от
традиционного понятия переживания или оно лишь вскрывает некоторую новую
подоплеку этого традиционного понятия?" Иначе говоря, вопрос ставит под сомнение
категоричность, с которой мы противопоставили наше понятие тому, которое бытует в
психологии. 
Отвечая на это сомнение, мы остаемся убеждены в необходимости строгого различения
этих понятий, На научно-понятийном уровне, в отличие от живой обыденной речи, эти
два термина не более чем омонимы. Но, противопоставив их как понятия, схватывающие
различные аспекты реальности, мы получаем возможность сопоставить их, поднять
вопрос о реальных отношениях и взаимосвязях этих аспектов. 
Понятие переживания-деятельности фиксирует в первую очередь "экономический" аспект
преобразований психологического мира, отвлекаясь, по крайней мере вначале, от
конкретных форм, в которых эти преобразования отражаются в сознании и которыми они
опосредуются (ибо функция сознания по отношению к деятельности, и к деятельности
переживания в том числе, состоит в опосредующем эту деятельность отражении ее
самой, ее материала, условий, средств, продуктов и т.д.). Понятие переживания-
созерцания, как мы установили, означает определенный режим, или уровень,
функционирования сознания как системы, существующий и действующий наряду с
другими режимами – рефлексией, сознаванием (презентацией) и бессознательным (см.
с.17-18). Переживание-деятельность опосредуется в общем случае всей многоуровневой
системой сознания в целом. 
Эти положения позволяют нам выдвинуть гипотезу о многоуровневом построении
переживания по образцу представлений И. А. Бернштейна об уровневом построении
движения. В каждом конкретном случае деятельности переживания перечисленные
уровни сознания для реализации этого процесса образуют некоторое уникальное
функциональное единство, в котором тот или другой уровень берет на себя роль
ведущего. Скажем, в приводившемся чуть выше примере из "Жизни Арсеньева" И. А.
Бунина деятельность переживания строилась преимущественно на бессознательном
уровне ("тайная работа души") при активном участии уровня непосредственного
переживания* ("желание какой-то перемены в жизни, свободы от чего-то и стремление
куда-то"). Когда все эти "какой-то", "чего-то", "куда-то" начинают позитивно
определяться, презентироваться в сознании, это говорит о том, что в работу включается
уровень осознавания. В творческом разрешении так называемых "проблемно-
конфликтных" ситуаций особенно важны процессы рефлексивного уровня (140)
Коснувшись проблемы представленности деятельности переживания в сознании, нельзя
оставить без внимания тесно связанную с ней проблему представленности в сознании
критической ситуации. Отнюдь не всякая ситуация, которая из внешней (например,
психотерапевтической) позиции может быть квалифицирована как критическая,
осознается и самим субъектом как таковая. Эта неточность осознания чаще всего является
не просто дефектом восприятия и понимания, т.е. чем-то отрицательным, а
положительным продуктом бессознательного защитного переживания, что в
психотерапевтическом плане порой требует специальных усилий по разрушению
Hosted by uCoz