Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 120 
Next page End  

исследовательским, реализующим одно лишь познавательное отношение к своему
объекту. Он должен быть методом психотехническим. Образец такого рода метода в
советской психологии мы видим в теории поэтапного, формирования умственных
действий П. Я. Гальперина, где изучаемый предмет, говоря словами знаменитых
марксовых тезисов, берется не только в форме объекта, или форме созерцания, а как
человеческая чувственная деятельность, практика, в которую активно включен и сам
исследователь. 
Разработка подобного метода, как и вся проблема переживания с теоретической и с
практической стороны, является делом многоаспектным, междисциплинарным.
Психология не способна сама охватить всю эту проблему целиком. Читатель мог
убедиться в этом на примере нашего исследования, где мы, стараясь провести одну только
психологическую точку зрения, вынуждены были абстрагироваться от многих важных
аспектов целостной темы. Ввиду принципиальной ограниченности чисто
психологического подхода, хотелось бы привлечь внимание к проблеме переживания
представителей других дисциплин, прежде всего гуманитарного цикла, которые могли бы
внести незаменимый вклад не только в теорию переживания, но и в практику
психологической помощи. Одними усилиями психотерапевтов, психологов, суицидологов
здесь не обойтись. Этнограф, фольклорист, специалист по научному атеизму и истории
религий могли бы дать психокоррекционной практике богатейший материал о приемах,
способах, методах социальной организации человеческого переживания на разных
стадиях общественного развития и в разного типа культурах. Социолог и историк могли
бы помочь этой практике исследованием явлений массовой психологии в периоды
общественных кризисов, переломных периодов в истории общества. Очень большую роль
может сыграть философ. "Схематизмы сознания", опосредующие человеческое
переживание, – это особые системы значений, в которых на уровне индивидуального
сознания предстают определенные компоненты общественной идеологией психологии.
Поскольку задача философии, как она сформулирована К. Марксом, состоит не только в
том, чтобы объяснять мир, но и в том, что бы изменять его, а важнейшую часть изменения
мира составляет формирование нового человека, то в практическое решение проблемы
переживания марксистско-ленинская философия может внести свою лепту творческим
созиданием "схематизмов", органически вытекающих из коммунистического
мировоззрения и способных наполнять осмысленностью человеческую жизнь даже при
самых тяжелых кризисах. 
Психология, разумеется, не может претендовать на то, чтобы ставить задачи другим
дисциплинам. Это лишь призыв к сотрудничеству в деле развития теории и практики
психологической помощи. Автору же остается надеяться, что его труд окажется полезным
для специалистов, уже сейчас помогающих человеку в преодолении критических
жизненных ситуаций. 
Сноски
1.
Имеется русский перевод книги Э. Берна, выполненный во Всесоюзном центре
переводов научно-технической литературы и документации (перевод ¹ Ц-45434). 
2.
В этом ряду не упомянуты эмоциональные процессы на потому, что их здесь
замещает переживание, это не так. Просто они в этот ряд вообще не входят как
равноправный его член, так как не являются процессами деятельности.
Действительно, специфически деятельностные проблемы "как?", "с помощью каких
средств?" и проч. могут стоять в практической плоскости, в познавательной и в
плоскости переживания ("Нынче весной, – рассказывает герой А. Н. Островского, –
один закладчик повесился: обокрали его на двадцать тысяч. Да и есть от чего. Как
это пережить? Как пережить?"), в эмоциональной же сфере они неосмысленны:
Hosted by uCoz