Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 120 
Next page End  

11. Справедливости ради надо сказать, что А. Н. Леонтьев прекрасно понимал, что
"задача на смысл" оборачивается для личности "задачей на соотношение мотивов"
(89, с.206), что она не заканчивается осознанием этих соотношений, а требует для
своего решения особой преобразующей работы над своими мотивами ("Нужна
особая внутренняя работа, чтобы решить такую задачу и, может быть, отторгнуть
от себя то, что обнажилось" (там же)), однако перед нами только приподнимают
полог, за которым открывается чудесная (иначе не скажешь) психологическая
область, где не мотивы властвуют над человеком, а он сам становится хозяином,
больше того – творцом своих мотивов. 
12. Ср. с глубокой идеей В. К. Вилюнаса, высказанной в отношении "биологического
смысла": "смысловые образования, хотя они также (как и "познавательные
психологические образования". –
Ф.В.) возникают в результате деятельности,
однако ею самой по себе не порождаются и не представляют того продукта,
который фиксирует ее предметное содержание" (44, с.87-88). "Смыслообразует не
предметная деятельность...", – пишет он далее. 
13. В приводимой В. Е. Рожновым и М. Е. Бурно (121) иллюстрации из "Войны и мира"
описывается реакция Пьера Безухова на смерть Каратаева, состоявшая в том, что
он, услышав выстрел, означавший, что Каратаев убит, "в то же мгновенье
вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление
того, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать". "Теперь
только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу
перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному
клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его
превышает известную норму". 
14. По одному только стрессу и связанным с ним темам к 1979 г. было опубликовано,
согласно данным Международного института стресса, 150000 работ (240, с. 11)
15. Этим образом Л. С. Выготский передает переходящее всякие пределы
возрастание объема понятия, но, конечно, не исчезновение его содержания и не
упразднение его из научного обихода. 
16. Описанный вариант целевой детерминации защиты не единственный у Фрейда, но
главный. Нужно, впрочем, оговориться, что не меньшее значение для него имеет
представление, в котором центральная функция психологической защиты
рассматривается в отношении к неврозу: в приложении к работе "Сдерживание,
симптомы и тревога" Фрейд определяет защиту "как общее обозначение для всех
приемов, которыми Я пользуется в ситуации конфликтов, способных привести к
неврозу..." (190, с. 163)
17. Основания, по которым стремление к приспособлению должно быть отнесено
именно ко второму типу "внутренних необходимостей", будут изложены в главе II. 
18. Сублимация используется в этом качестве потому, что большинство
психоаналитиков вообще не относят ее к разряду защит, а такой авторитет, как А.
Фрейд, хотя и пишет о необходимости причислить этот механизм к девяти
наиболее распространенным способам психологической защиты (к ним относятся:
репрессия, подавление, реактивные образования, изоляция, отрицание,
обращение против себя, проекция, интроекция, реверсия), – но одновременно и
противопоставляет его им как механизм, "относящийся скорее к исследованию
нормы, чем невроза" (188, с.47)
19. Бунинский герой, вспоминая об аресте брата, говорит, что событие это "пережито
мной было не сразу, но все-таки пережито и даже послужило к моей зрелости, к
возбуждению моих сил" (И. А. Бунин. Жизнь Арсеньева. М., 1982, с.157), 
20. Чеховские герои дядя Ваня и Соня стремятся поскорее вернуться к обычной своей
работе, чтобы избавиться от тяжелого чувства: "...Тяжело. Надо поскорее занять
себя чем-нибудь... Работать, работать!" 
21. В. А. Майерс описывает случай микропсии во время психоаналитического сеанса,
объясняя ее с помощью данной Ференци интерпретации детской "фантазии
Гулливера", согласно которой необычное уменьшение воспринимаемых размеров
объектов и людей должно быть отнесено за счет компенсаторных фантазий
ребенка, исполняющих его желание уменьшить пропорции ужасных объектов до
Hosted by uCoz