Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 120 
Next page End  

То, что на уровне бытия предстает как возможность реализации жизненных
необходимостей, как возможность жизнеутверждения, то на уровне сознания, точнее
одного, самого "низкого" его слоя "бытийного сознания", [10] предстает как
осмысленность жизни. Осмысленность жизни есть общее имя (получаемое на уровне
феноменологического описания) для целого ряда конкретных психологических состояний,
непосредственно опознаваемых в сознании в соответствующем ряде переживаний* от
удовольствия до чувства "оправданности существования", составляющего, по словам А.
Н. Леонтьева, "смысл и счастье жизни" (89, с.221). "Невозможность" также имеет свою
позитивную феноменологию, имя которой – бессмысленность, а конкретные состояния –
отчаяние, безнадежность, несбыточность, неизбежность и пр. 
Поскольку жизнь может обладать различными видами внутренних необходимостей,
естественно предположить, что реализуемости каждой из них соответствует свой тип
состояний возможности, а нереализуемости – свой тип состояний невозможности. Каковы
конкретно эти типы необходимостей и эти состояния, предрешить нельзя – это один из
основных вопросов всего исследования. Можно только сказать, что в ситуации
невозможности (бессмысленности) перед человеком в той или иной форме встает "задача
на смысл" – не та задача на воплощение в значениях объективно наличного в
индивидуальном бытии, но не ясного сознанию смысла, о которой только и идет речь в
теории деятельности А. Н. Леонтьева, [11] а задача добывания осмысленности, поиска
источников смысла, "разработки" этих источников, деятельного извлечения из них смысла
и т.д. – словом, производства смысла. 
Именно эта общая идея производства смысла позволяет говорить о переживании как о
продуктивном процессе, как об особой работе. Хотя заранее можно предположить, что
идея производства в разной мере и в разном виде приложима к различным типам
переживания, она является для нас онтологически, гносеологически и методологически
центральной. Онтологически потому, что продуктивность, а в пределе – творческий
характер переживания, является, как мы увидим в дальнейшем, неотъемлемым свойством
высших типов его. В гносеологическом плане потому, что согласно известному
марксистскому положению именно высшие формы развития изучаемого объекта дают
ключ к пониманию низших его форм. И наконец, в методологическом – потому, что в этой
идее, как ни в какой другой, сконцентрирована сущность деятельностного подхода в
психологии, методологическим образцом и ориентиром которого является марксово
представление о производстве и его сущностном "превосходстве" над потреблением (89,
Если на уровне бытия переживание – это восстановление возможности реализации
внутренних необходимостей жизни, а на уровне сознания – обретение осмысленности, то
в рамках отношения сознания к бытию работа переживания состоит в достижении
смыслового соответствия сознания и бытия, что в отнесенности к бытию суть обеспечение
его смыслом, а в отнесенности к сознанию смысловое принятие им бытия.
Что касается соотнесения понятия переживания с понятием деятельности, то утверждение,
что необходимость в переживании возникает в ситуациях, не разрешимых
непосредственно предметно-практической деятельностью, каким бы совершенным
отражением она ни была обеспечена, как уже говорилось, нельзя понять так, что к
переживанию вообще неприложима категория деятельности и что оно, следовательно,
либо является вспомогательным функциональным механизмом внутри деятельности и
отражения, либо по своей "природе" выпадает из теоретико-деятельностной картины
психологической реальности. В действительности переживание дополняет эту картину,
представляя собой наряду с внешней практической и познавательной деятельностями
Hosted by uCoz