Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 120 
Next page End  

особый тип деятельностных процессов, специфицируемых в первую очередь своим
продуктом – смыслом (осмысленностью). [12
Переживание является именно деятельностью, т.е. самостоятельным процессом,
соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не
особой психической "функцией", стоящей в одном ряду с памятью, восприятием,
мышлением, воображением или эмоциями. Эти "функции" вместе с внешними
предметными действиями включаются в реализацию переживания точно так же, как и в
реализацию всякой человеческой деятельности, но значение как интрапсихических, так и
поведенческих процессов, участвующих в осуществлении переживания, может быть
выяснено только исходя из общей задачи и направления переживания, из производимой
им целостной работы по преобразованию психологического мира, которая одна способна
в ситуации невозможности адекватной внешней деятельности разрешить ситуацию. 
Обращаясь к вопросу о носителях, или реализаторах, переживания, остановимся в первую
очередь на внешнем поведении. Внешние действия осуществляют работу переживания не
прямо, достижением некоторых предметных результатов, а через изменения сознания
субъекта и вообще его психологического мира. Это поведение иногда носит ритуально-
символический характер, действуя в этом случае за счет подключения индивидуального
сознания к организующим его движение особым символическим структурам,
отработанным в культуре и сконцентрировавшим в себе опыт человеческого переживания
типических событий и обстоятельств жизни. 
Участие в работе переживания различных интрапсихических процессов можно наглядно
объяснить, перефразировав "театральную" метафору З. Фрейда: в "спектаклях"
переживания занята обычно вся труппа психических функций, но каждый раз одна из них
может играть главную роль, беря на себя основную часть работы переживания, т.е. работы
по разрешению неразрешимой ситуации. В этой роли часто выступают эмоциональные
процессы (отвращение к "слишком зеленому" винограду устраняет противоречие между
желанием его съесть и невозможностью это сделать (237)), однако в противовес той
прочной ассоциации (а порой и отождествлению) между словами "эмоция" и
"переживание", которая бытует в психологии, нужно специально подчеркнуть, что эмоция
не обладает никакой прерогативой на исполнение главной роли в реализации
переживания. Основным исполнителем может стать и восприятие (в разнообразных
феноменах "перцептивной защиты" (37; 137; 138; 204 и др.)), и мышление (случаи
"рационализации" своих побуждений, так называемая "интеллектуальная переработка"
(130) травмирующих событий), и внимание ("защитное переключение внимания на
посторонние травмирующему событию моменты" [13] (121, с.349)), и другие
психические "функции". 
Итак, переживание как деятельность реализуется и внешними, и внутренними
действиями. Это положение чрезвычайно важно с методологической и мировоззренческой
точки зрения. Традиционная психология в ее идеалистических вариантах замыкала
переживание в узком мире индивидуальной субъективности, в то время как вульгарно-
материалистические течения понимали переживание как эпифеномен, тем самым оставляя
его за пределами научного изучения. Только материалистическая психология, основанная
на марксистском учении о деятельной социальной сущности человека, способна
преодолеть казавшуюся самоочевидной для традиционной психологии приуроченность
переживаний исключительно ко внутренним, душевным процессам. Человеку удается
пережить жизненный кризис часто не столько за счет специфической внутренней
переработки травмирующих событий (хотя без нее и не обойтись), сколько с помощью
активной творческой общественно-полезной деятельности, которая, реализуя, в качестве
Hosted by uCoz