Navigation bar
  Print document Start Previous page
 14 of 120 
Next page End  

предметно-практической деятельности сознательную цель субъекта и производя
общественно-значимый внешний продукт, одновременно выступает и как деятельность
переживания, порождая и наращивая запас осмысленности индивидуальной жизни
человека. 
Резюмируем сказанное во Введении. Существуют особые жизненные ситуации, которые
неразрешимы процессами предметно-практической и познавательной деятельности. Их
решают процессы переживания. Переживание следует отличать от традиционного
психологического понятия переживания*, означающего непосредственную данность
психических содержаний сознанию. Переживание понимается нами как особая
деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на
установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой
является повышение осмысленности жизни. 
Таковы самые общие, предварительные положения о переживании с точки зрения
психологической теории деятельности. 
Глава I
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПЕРЕЖИВАНИИ
В данной главе нам предстоит поставить перед теориями, исследующими проблему
переживания, два основных вопроса. Первый из них связан с пониманием природы
критических ситуаций, порождающих необходимость в переживании. Второй относится к
представлениям о самих этих процессах. 
1. ПРОБЛЕМА КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Как уже отмечалось, критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена
как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с
невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов,
стремлений, ценностей и пр.). 
Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии
описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации,
конфликта и кризиса. Несмотря на огромную литературу вопроса, [14] теоретические
представления о критических ситуациях развиты довольно слабо. Особенно это касается
теорий стресса и кризиса, где многие авторы ограничиваются простым перечислением
конкретных событий, в результате которых создаются стрессовые или кризисные
ситуации, или пользуются для характеристики этих ситуаций такими общими схемами,
как нарушение равновесия (психического, душевного, эмоционального), никак их
теоретически не конкретизируя. Несмотря на то что темы фрустрации и конфликта,
каждая в отдельности, проработаны намного лучше, установить ясные отношения хотя бы
между двумя этими понятиями не удается (185), не говоря уже о полном отсутствии
попыток соотнести одновременно все четыре названных понятия, установить, не
перекрещиваются ли они, каковы логические условия употребления каждого из них и т.д.
Положение таково, что исследователи, которые изучают одну из этих тем, любую
Hosted by uCoz