Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 120 
Next page End  

(72, с.166-168; 184). Процесс овладения этой операцией предстает как развитие
искусства самомотивирования. Уже упоминавшийся пример "психологического
выхода", найденного узниками Шлиссельбургской крепости (86), с энергетической
точки зрения должен быть истолкован именно как придание заключенными
энергии деятельности, навязанной им администрацией. 
П е р е в о д   э н е р г и и. Эта операция не всегда является суммой операций
отнятия и придания энергии, как может показаться с первого взгляда, поскольку
закон сохранения энергии, по-видимому, на психологическую категорию энергии
не распространяется. Перенос энергии с одного психического содержания на
другое не обязательно связан с уменьшением "заряженности" первого. Скажем, в
примере, о котором только что шла речь, основной мотив революционеров (мотив
борьбы с самодержавием), из которого была почерпнута энергия для выполнения
тюремного задания, в итоге нисколько не ослаб, а, наоборот, лишь укрепился. Это
"нарушение" закона сохранения энергии связано сидерацией е¸ порождения
Перевод энергии имеет два основных вида –
перенос ее от одного содержания
(мотива, действия, идеи) к другому и переход из одной формы в другую. 
Иллюстрацией первого вида может служить механизм "трансформации импульса"
– "способность переводить анергию импульса, маскируя его посредством
символизации, в его противоположность" (213, с.188). В защитной функции этот
механизм представляет собой "реактивное образование" (reaction formation) –
трансформацию импульса в его противоположность с возможным прорывом
первичного импульса, который, как обычно считается, при этом не
трансформируется (188, с. 9, 46, 51, 190; 213, с.188; 235, с.136-137). [22] К
операции переноса энергии может быть отнесен также механизм "сдвига мотива
на цель" (87; 89)
Чрезвычайно важно различить два возможных исхода переноса энергии. В одном
случае (как это имеет место при реактивном образовании) содержание,
получившее энергию, не связывается с ней органически, оно становится
достаточно сильным, чтобы определять соответствующие действия, но сильно
оно не своей силой, а заемной энергией мотива-"донора", этого мотива не
изменяет, а чаще всего ему же и служит, хотя, по видимости может быть
противоположно ему. В другом случае энергия фиксируется в новом содержании,
срастается с ним, – и, стало быть, происходит мотивационный генезис –
рождается новый мотив, новая деятельность, лишь генетически связанная с
мотивом-"донором", а в функциональном плане получившая "автономию" (170).
Фиксация энергии отличается от придания энергии и может рассматриваться как
отдельная операция энергетической парадигмы. Иллюстрацией переноса энергии
с фиксацией может служить процесс, "сдвига мотива на цель" (когда он выступает
как механизм развития), а также сублимация, понимаемая не как нахождение
социально приемлемых каналов для удовлетворения примитивных импульсов, а
как действительная трансформация этих импульсов. 
Второй вид перевода энергии связан с преобразованием ее формы. Примеры
этой операции – механизм конверсии [23] и одна из фаз катарсиса
(психоаналитически понимаемого), связанная с соматопсихическим переходом.
"Действие катартического метода Брейера, – пишет Фрейд (189, с.50), – основано
на постепенном возвращении возбуждения... из соматической сферы в
Hosted by uCoz