Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 120 
Next page End  

Механизмы этого измерения могут иметь интеллектуальную и перцептивную
форму. 
И н т е л л е к т у а л ь н а я   ф о р м а. Среди различных интеллектуальных
операций (сравнения, обобщения, умозаключения и пр.), участвующих в
осуществлении переживания, нужно особенно отметить операцию причинного
истолкования событий. Объяснение или отыскание причин (истоков, оснований,
поводов, мотивов, виновников и т.д.) переживаемого события (в качестве которого
может выступать внешнее происшествие, собственное поведение, намерение или
чувство) – очень важный элемент процесса переживания, от которого во многом
зависит все его содержание. Наиболее ярко эта операция проявляется в
известном механизме рационализации. Рационализацию определяют как
приписывание логических резонов или благовидных оснований поведению,
мотивы которого неприемлемы или неизвестны (199; 213), или как оправдание
перед другими или самим собой своей несостоятельности (210). [27
П е р ц е п т и в н а я   ф о р м а. Перцептивные формы "интерпретации"
проявляются при восприятии событий (внешних и внутренних), других людей и
самого себя. Эти три случая хорошо репрезентируются защитными механизмами
отрицания, проекции и идентификации, из которых мы рассмотрим первый и
последний, поскольку они еще не были упомянуты в нашем обзоре. 
О т р и ц а н и е 
определяется обычно как процесс устранения травмирующих
восприятии внешней реальности. На этом основании он противопоставляется
вытеснению как защите против душевной боли, вызванной внутренними
инстинктивными требованиями (188). Впрочем, этот термин используется иногда
и для описания защитного искажения "перцепции внутренних состояний" (25,
с.284). Т. Кр¸бер пишет, что основная формула отрицания "нет боли, нет
опасности" (213), что, однако, не должно вводить в заблуждение относительно
простоты тех реальных процессов, результатом которых является отрицание
каких-либо фактов реальности. Р. Столоров и Ф. Лэчман (247) описывают случай
переживания пациентки, которая в четырехлетнем возрасте потеряла отца,
показывающий, что в ее сознании сложилась целая защитная система,
призванная отрицать факт этой утраты. Это была сложная конструкция, которая
развивалась в ходе развития личности, переинтерпретируя меняющиеся
обстоятельства жизни пациентки (например, второе замужество матери,
свидетельствующее о смерти отца) так, чтобы сохранить веру в то, что отец жив. 
И д е н т и ф и к а ц и я. Если при проекции субъект в другом видит себя, то при
идентификации – в себе другого. "В идентификации индивид преодолевает свои
чувства одиночества, неполноценности или неадекватности принятием
характеристик другого, более удачливого лица. Иногда идентификация может
быть не с человеком, а с организацией, институтом" (210). А. Фрейд описывает
случаи преодоления страха или тревоги посредством произвольной или
непроизвольной "идентификации с агрессором". Девочка, боявшаяся проходить
через темную залу, однажды преодолела свой страх и поделилась затем
секретом победы над собой с младшим братом: "В зале совсем не страшно, –
сказала она, – нужно только притвориться, что ты и есть то самое привидение,
которое боишься встретить" (188, с.119). По интенсивности идентификация может
достигать степени, когда "человек начинает жить жизнью другого" (там же, с. 135).
Такие случаи нередки при переживании утраты близкого человека (210; 217; 250)
Hosted by uCoz