Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 120 
Next page End  

Почему для обозначения предмета нашего исследования мы сочли возможным
воспользоваться уже "занятым" термином, на этот вопрос мы ответим позже, во Введении.
Но почему вообще приходится идти на терминологическое нововведение? Дело, конечно,
не в том, что исследуемая нами область психической реальности является для психологии
terra incognita и должна быть впервые названа, а в том, что существующие имена ее –
психологическая защита, компенсация, совладающее поведение (coping behavior) и пр. –
нас не устраивают, поскольку выражаемые ими категории фиксируют лишь частные
аспекты видящейся нам здесь целостной проблемы, и ни одна из них, значит, не может
претендовать на роль общей категории. С другой стороны, новый термин требуется
потому, что мы хотим сразу же, с порога, отмежеваться от теоретически ограниченной
методологии, доминирующей в изучении этой сферы психической реальности, и вести
анализ с позиций определенной психологической концепции – теории деятельности А. Н.
Леонтьева (87; 89), а в ее арсенале просто нет соответствующего понятия. 
Последнее обстоятельство не случайно. Хотя многие исследования в рамках этой теории в
той или иной мере затрагивают интересующую нас тематику (14; 15; 16; 36; 44; 86; 87;
89; 105; 108; 138; 142 и др.), попытки отчетливо сформулировать эту проблему в самом
общем теоретическом плане пока еще предпринято не было. Вероятная причина того, что
теория деятельности до сих пор только мимоходом касалась этой сферы психической
реальности заключается в том, что эта теория основное внимание уделяла изучению
предметно-практической деятельности и психического отражения, а необходимость в
переживании возникает как раз в таких ситуациях, которые не могут быть
непосредственно разрешены практической деятельностью, каким бы совершенным
отражением она ни была обеспечена. Это нельзя понять так, что к переживанию вообще
неприложима категория деятельности и что оно, таким образом, "по природе" выпадает из
общей теоретико-деятельностной картины; наоборот, переживание дополняет эту картину,
представляя собой по сравнению с внешней практической и познавательной
деятельностями особый тип деятельностных процессов, [2] которые специфицируются в
первую очередь своим продуктом. Продукт работы переживания всегда нечто внутреннее
и субъективное
– душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое
ценностное сознание и т.д., в отличие от внешнего продукта практической деятельности и
внутреннего, но объективного (не в смысле непременной истинности по содержанию, а в
смысле отнесенности ко внешнему по форме) продукта познавательной деятельности
(знания, образа). 
Итак, в проблеме переживания теория деятельности обнаруживает новое для себя
измерение. Это и определило основную цель исследования – с позиций деятельностного
подхода разработать систему теоретических представлений о закономерностях
преодоления человеком критических жизненных ситуаций и тем самым расширить
границы общепсихологической теории деятельности, выделив в ней психологию
переживания как особый предмет теоретических исследований и методических
разработок. 
Понятно, что такая цель не может быть достигнута эмпирическим путем, путем
накопления и без того многочисленных фактов. Ее достижение предполагает применение
теоретического метода. В качестве такового мы использовали Марксов метод
"восхождения от абстрактного к конкретному" (1; 2; 56; 73; 162). На конкретно-
методическом уровне наше теоретическое движение организовывалось методикой
категориально-типологического анализа, принципы и приемы которого мы заимствовали
из работ и устных выступлений О. И. Генисаретского (55; 110). [3
Hosted by uCoz