Navigation bar
  Print document Start Previous page
 57 of 120 
Next page End  

устремленности на феноменологической карте мира. Изнутри инфантильной
установки, как и вообще из феноменологической позиции, бытие и сознание
неразличимы, легкое и простое бытие она идентифицирует только по
"блаженному" мироощущению, и потому инфантильная установка тяготит психику
жаждой этого мироощущения, не заботясь о том, адекватно ли оно, если
возникло, обеспечено ли оно бытийно, гарантировано ли на какой-то отрезок
времени, ценой каких последствий оно достигнуто и т.д. Все эти вопросы даже не
встают перед инфантильным сознанием. 
Вполне понятно, что детерминируемый этой установкой тип переживания
составляют такие преобразующие психологический мир процессы, которые по
своим целям направлены на достижение положительных и избегание
отрицательных эмоциональных состояний, а по характеру своего осуществления
являются нереалистическими, подчиняющимися сиюминутным импульсам, не
учитывающими внешних и внутренних зависимостей жизни. 
Проделанный в первой главе анализ дает основания утверждать, что этому
теоретически выведенному типу переживания соответствуют процессы
психологической защиты. Разумеется, полного совпадения теоретически
описанного типа. переживания, со всем полем известных защитных механизмов в
принципе быть не может, во-первых, потому, что это описание слишком
абстрактно, чтобы учесть эмпирическое многообразие способов психологической
защиты, во-вторых, потому, что совокупность выделяемых защитных механизмов
представляет собой скорее "кучу", чем некоторое организованное целое. Этот
класс психических процессов не имеет, как мы уже видели, четких, однозначных и
общепринятых разграничении ни внутри себя, ни с другими категориями
психических процессов. И все-таки существует преобладающее представление о
психологической защите, в котором главной целью ее признается достижение
максимальной степени эмоционального благополучия, возможного в данных
условиях (208), а сама она считается следствием когнитивного и эмоционального
инфантилизма (190; 191), что и дает возможность именно процессы
психологической защиты считать прототипом выведенного теоретически типа
переживания, подчиняющегося закономерностям легкого и простого жизненного
мира. 
Описанный тип переживания как результат осуществленного к настоящему
моменту теоретического движения хотя и может быть соотнесен с определенной
эмпирией, все же еще достаточно абстрактен. Это, разумеется, означает не то,
что не было проделано обещанного "восхождения от абстрактного к конкретному",
а лишь то, что это "восхождение" не закончено. Мы подошли к такой точке на
одной из линий "восхождения", где "энергия" положенных в основу движения
абстракций исчерпала себя, так что дальнейшее движение в этом направлении
требует "инъекции" опытного, эмпирического знания, но, заметим, не всякого, а
достигнутого под руководством уже полученных абстракций. Однако это задача
особого исследования. 
3. ТИП 2: ВНЕШНЕ ТРУДНЫЙ И ВНУТРЕННЕ ПРОСТОЙ ЖИЗНЕННЫЙ
МИР
Описание мира
Hosted by uCoz