Navigation bar
  Print document Start Previous page
 62 of 120 
Next page End  

несопоставимую с силой других потребностей. Когда содержание доминирующего
мотива составляет какая-либо абстрактная идея, убеждение, мы имеем дело с
фанатиком, когда его содержание образует некоторая конкретная идея или даже
конкретная вещь или действие – с маньяком. [44
Анализ психологии фанатизма обнаруживает выделенные нами при описании
типа характеристики: неистовость поведения, готовность для достижения цели
жертвовать всем и использовать любые средства в сочетании с узостью и
ограниченностью восприятия мира. 
Прототипом описанного типа являются не только личности определенного склада,
но и определенные состояния личности, более или менее длительные,
нормальные или патологические. К ним относятся, скажем, хорошо известные в
психопатологии "импульсивные влечения", которые "представляют собой остро
возникающие побуждения и стремления, подчиняющие себе все сознание и
поведение больного. С их возникновением подавляются все остальные желания и
представления" (115, с.63)
Область психопатологии дает наиболее близкие к данному теоретическому типу
примеры, но из этого, конечно, не следует, что патологическим является всякое
состояние, соответствующее второму типу психологического мира. В такое
состояние сознание попадает всякий раз, когда актуализировался мотив,
требующий от субъекта некоторой деятельности, причем этому мотиву (по
крайней мере в данный момент) нет альтернатив. 
Реалистическое переживание
Общей основой всех процессов переживания, свойственных данному типу жизни,
является механизм терпения. Собственно говоря, он сам может считаться
процессом переживания. Пример этого механизма показывает, что жизнь, стоит
ей выйти из первичного состояния блаженной удовлетворенности, не может
существовать без процессов переживания, изнутри скрепляющих ее,
подверженную в трудном и сложном мире различным деструктивным и
дезинтегрирующим воздействиям. 
Прежде чем перейти к обсуждению вырастающих на основе терпения
механизмов, необходимо сопоставить само терпение как механизм,
подчиняющийся принципу реальности, с психологической защитой, действующей
по принципу удовольствия. С одной стороны, они прямо противоположны, с
другой – сходятся в одной точке. И защита, и терпение актуализируют в сознании
ощущение наличия блага, объективно отсутствующего, но модальные формы этих
актуализаций существенно различаются. Защита признает благо бытийно
наличным, терпение – наличным в долженствовании; защита создает иллюзию
решенности проблемы (или ее отсутствия: "виноград зелен"), терпение
формирует сознание решаемости ее; защита отказывается видеть
необеспеченность бытием достигнутых положительных (или устраненных
отрицательных) эмоциональных состояний, терпение ориентировано на
устранение этой необеспеченности; защита, наконец, берет за основу
неприкосновенность субъективности (желания, самооценки, чувства безопасности
и т.д.) и искажает в угоду ей образ реальности, терпение берет за основу
реальность, сдерживая и подстраивая к ней субъективность. 
Hosted by uCoz