Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 120 
Next page End  

человек перекладывает груз ответственности за него на все эти перечисленные
"подсказки" или уже готовые решения. Все они в подлинном выборе должны быть
не более чем ответом в конце задачника, который нельзя взять готовым – к нему
нужно прийти решением самой задачи. 
Главная проблематичность и устремленность внутренне сложной жизни состоит в
том, чтобы избавиться от мучительной необходимости постоянных, выборов,
выработать психологический "орган" овладения сложностью, который обладал бы
мерой измерения значимости мотивов и способностью скреплять жизненные
отношения в целостность индивидуальной жизни. Этот "орган" не что иное, как
ценностное сознание, ибо ценность – единственная мера сопоставления мотивов.
Принцип ценности есть, следовательно, высший принцип сложного и легкого
жизненного мира. 
Ценностное сознание связано с выбором сложно и неоднозначно. Однако в
качестве отправного пункта обсуждения этого вопроса можно взять простейшее
рационалистическое представление: сознание, обладающее некоторой системой
ценностей, в ситуации выбора подводит альтернативы под одно ценностное
основание, в результате каждая альтернатива получает свою оценку, и та из них,
которая оценена выше, избирается сознанием. Именно так, казалось бы, и должно
быть в действительности. Но мы прекрасно знаем, что действительность
реальных выборов очень часто расходится с этой схемой. Одна из причин этого
расхождения состоит в отсутствии у субъекта ясного сознательного
представления о своих конкурирующих мотивах. Однако опыт показывает, что
даже при наличии такового из того, что субъектом в ситуации выбора было
признано ценностное преимущество одного из мотивов, вовсе не следует с
необходимостью, что он будет реально выбран. Чем можно объяснить это
нелепое с рациональной точки зрения отсутствие однозначной зависимости
между оценкой и выбором? 
В первую очередь тем, что ценности не обладают сами по себе побудительной
энергией и силой и потому не способны прямо заставить подчиниться себе
мотивы. 
Однако, с другой стороны, ценность обладает способностью порождать эмоции,
например, в случае, когда тот или иной выбор явно противоречит ей. А это
означает, что ценность (в рамках теоретико-деятельностного подхода) должна
быть подведена под категорию мотива, ибо эмоции релевантны отдельной
деятельности, отражают ход реализации ею некоторого мотива (86; 87; 88)
Выходит, что, с одной стороны, ценности не обладают побудительностью, а с
другой – должны быть признаны мотивами. Дело объясняется тем, что в теории
деятельности выделяются различные виды мотивов. Можно предположить, что в
ходе развития личности ценности претерпевают определенную эволюцию,
изменяясь не только по содержанию, но и по своему мотивационному статусу, по
месту и роли в структуре жизнедеятельности. На первых порах ценности
существуют только в виде эмоциональных последствий их поведенческого
нарушения или, наоборот, утверждения (первые чувства вины и гордости). Затем
ценности обретают форму "знаемых" мотивов, потом мотивов смыслообразующих
и, наконец, мотивов одновременно и смыслообразующих и реально действующих.
При этом ценность на каждом этапе обогащается новым мотивационным
качеством, не утрачивая предыдущих. 
Hosted by uCoz