Navigation bar
  Print document Start Previous page
 7 of 120 
Next page End  

Введение
Два понятия переживания
Предметом нашего анализа являются процессы, которые в обыденном языке удачно
выражаются словом "переживание" (в том значении, в котором "пережить" значит
перенести какие-либо, обычно тягостные, события, преодолеть какое-нибудь тяжелое
чувство или состояние, вытерпеть, выдержать и т.д.) и в то же время не нашли своего
отражения в научном психологическом понятии переживания. 
Когда мы обеспокоены тем, как небезразличный нам человек переживет постигшую его
утрату, это тревога не о его способности чувствовать страдание" испытывать его (т.е. не о
способности переживать в традиционном психологическом смысле термина), а совсем о
другом – о том, как ему удастся преодолеть страдание, выдержать испытание, выйти из
кризиса и восстановить душевное равновесие, словом, психологически справиться с
ситуацией. Речь идет о некотором активном, результативном внутреннем процессе,
реально преобразующем психологическую ситуацию, о переживании-деятельности. 
Достаточно взглянуть на традиционное психологическое понятие переживания, чтобы
убедиться, что оно имеет мало общего с идеей переживания-деятельности. Это
традиционное понятие задается через категорию психического явления. Всякое
психическое явление характеризуется своей отнесенностью к той или иной "модальности"
(чувству, воле, представлению, памяти, мышлению и т.д.), а со стороны внутренней
структуры, во-первых, наличием "имманентной предметности" (176), или предметного
содержания (123), и, во-вторых, тем, что оно непосредственно испытывается субъектом,
дано ему. Последний аспект психического явления и зафиксирован в понятии
переживания. Таким образом, переживание в психологии понимается как
непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от
его содержания и "модальности". С этой точки зрения теоретически осмысленны, хотя и
режут слух, такие изредка употребляемые выражения, как "мыслительное переживание",
"зрительное переживание" и т.п. (29; 42). [4
Чтобы точнее уяснить смысл этого понятия, необходимо рассмотреть переживание в его
отношении к сознанию. Оба структурных компонента психического явления – предметное
содержание и переживание – как-то даны сознанию, но даны по-разному, в совершенно
различных режимах наблюдения. При активных формах восприятия, мышления, памяти
сознаваемое предметное содержание выступает как пассивный объект, на который
направлена психическая деятельность. То есть предметное содержание дано нам в
сознавании, которое является особым актом наблюдения, где Наблюдаемое предстает как
объект, а Наблюдатель – как субъект этого акта. В случае же переживания эти отношения
оборачиваются. Каждому из внутреннего опыта хорошо известен факт, что наши
переживания протекают спонтанно, не требуя от нас специальных усилий, даны нам
непосредственно, сами собой (ср. декартово "воспринимаем сами собой"). Сказать о
переживании, что оно "дано само собой" – значит подчеркнуть, что оно именно дано само,
своей силой, а не берется усилием акта сознавания или рефлексии, иначе говоря, что
Наблюдаемое здесь активно и является, следовательно, логическим субъектом, а
Наблюдатель, наоборот, лишь испытывает, претерпевает воздействие данности, пассивен
и поэтому выступает как логический объект. 
Чтобы четче оттенить специфику переживания как особого режима функционирования
сознания, нужно назвать две оставшиеся комбинаторные возможности. Когда сознание
функционирует как активный Наблюдатель, схватывающий свою собственную
Hosted by uCoz