Navigation bar
  Print document Start Previous page
 72 of 120 
Next page End  

предмета будет состоять в невозможности выбрать связанную с ним
деятельность. Это конфликт между сознанием, для которого еще актуальна
соответствующая смысловая установка (14), и бытием, в котором ее реализация
уже невозможна. 
Критическая ситуация, каков бы ни был ее конкретный характер, делая
невозможным выбор, "повреждает" психологическое будущее или даже
уничтожает его. А будущее – это, так сказать, "дом" смысла, ибо смысл хотя и
вне-временен сам по себе, все же "не индифферентен ко времени" (23, с.107),
воплощается во временной форме, а именно как "смысловое будущее". Смысл,
вообще говоря, пограничное образование, в нем сходятся сознание и бытие,
идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их
реализации. В отношении к действительности, к реальному смысл воплощается в
различных формах смыслового будущего, в отношении же к идеальному, к
вневременному он отражает в себе ценностную целостность индивидуальной
жизни. [54
В критической ситуации нарушаются одновременно и психологическое будущее, и
смысл, и целостность жизни. Между этими нарушениями нет причинно-
следственных связей, это различные измерения одного и того же – самой
критической ситуации. Возникает разлад всей системы жизни, т.е. системы
"сознание – бытие"; сознание не может принять бытие в таком его виде и теряет
способность осмыслять и направлять его; бытие, будучи неспособно реализовать
устремленности сознания и не находя в сознании адекватных ему форм, выходит
из-под контроля сознания, развивает стихийные связи и зависимости, которые
еще больше нарушают смысловое соответствие между ним и сознанием. Все это
феноменологически выражается в утрате смысла. 
Преодоление этого разлада жизни, т.е. переживание в легком и сложном мире,
осуществляется за счет ценностно-мотивационных перестроек. Это не значит, что
непременно перестраивается сама система ценностей, в общем случае
происходит перестройка отношений между нею и бытийным составом жизни. 
Существуют два основных подтипа ценностного переживания. Первый из них
реализуется, когда субъект не достиг еще высших этапов ценностного
совершенствования, и сопровождается большим или меньшим изменением его
ценностно-мотивационной системы. 
Можно выделить несколько вариантов этого подтипа переживания в зависимости
от масштабов этих изменений и от того, происходит ли наряду с мотивационными
преобразованиями содержательная перестройка ценностей субъекта или нет. 
Первые два из этих вариантов имеют место, когда стала нереализуемой или
вступила в конфликт с доминирующими мотивами или ценностями деятельность,
хотя и обладающая, быть может, большой привлекательностью для субъекта, но
не вносящая значительного вклада в смысл его существования. Ценностное
переживание осуществляется за счет "вертикального" (89, с.212) движения
сознания, иерархизирующего сложившуюся ценностно-мотивационную систему:
сознание проясняет собственные ценности, отделяет подлинное и главное от
содержаний и мотивов, "нелегально", в обход сознательного санкционирования
занявших в жизни человека место, не соответствующее их ценностным
достоинствам и смыслообразующим потенциям. Далее процесс может идти
Hosted by uCoz