Navigation bar
  Print document Start Previous page
 77 of 120 
Next page End  

внешний мир, воля не нужна; при простоте внутреннего мира ни до деятельности,
ни во время ее нет никакой конкуренции мотивов, и поэтому, каковы бы ни были
трудности внешнего мира, субъект неуклонно осуществляет деятельность,
соответствующую его единственному мотиву, никаких альтернатив (прекратить
деятельность, продолжить ее или заняться чем-то другим) перед ним не встает.
Действующий мотив сам, своей собственной мощью удерживает субъекта от
отклонений и остановок деятельности, со стороны воли ему не требуется никакой
помощи и. не грозит никакое насилие. Воли здесь нет. Наркоман может развивать
колоссальную активность, направленную на добывание наркотика, преодолевать
при этом значительные трудности, однако психологически это безвольное
поведение. [57
Не нужна воля и в третьем типе при внутренне сложном, но легком мире.
Субъекту достаточно осуществить выбор, принять решение, а его реализация
гарантирована легкостью внешнего мира. [58] Так же как во втором типе
жизненного мира появляется необходимость в деятельности и психике, а в
третьем – необходимость в сознании, в анализируемом сейчас типе должно
возникнуть образование, которое было бы способно обеспечить в условиях
трудного мира реализацию всей совокупности связанных между собой жизненных
отношений субъекта. Это и есть воля – психологический "орган", являющийся
представителем целостного субъекта, личности в ее собственном психическом
аппарате и вообще в жизнедеятельности. 
Целостность личности, как она представлена в самосознании – это не наличное,
исполненное, но, наоборот, "...вечно предстоящее единство; оно и дано и не дано
мне, оно непрестанно завоевывается мною на острие моей активности" (23,
с.110). Целостность личности одновременно и дана и не дана ей примерно так же,
как дано и не дано художнику задуманное произведение: целостность личности –
это как бы замысел человека о себе, о своей жизни. И назначение воли как раз и
состоит в воплощении этого идеального замысла. 
Речь, таким образом, идет о самостроительстве личности, об активном и
сознательном созидании человеком самого себя, причем (что очень важно) не
только об идеальном проектировании себя, но и о чувственно-практическом
воплощении этих проектов и замыслов в условиях трудного и сложного
существования, словом, речь идет о жизненном творчестве. Творчество и есть
высший принцип данного типа жизненного мира. 
Конкретное обсуждение проблемы воли непосредственно связано с проблемами
борьбы мотивов и выбора. То, какая деятельность будет осуществляться
субъектом, во втором типе жизненного мира определяется столкновением
мотивов, а в третьем – надситуативным ценностным выбором, но в обоих случаях
все окончательно и бесповоротно решается до деятельности. Что касается
сложного и трудного мира, то борьба мотивов может здесь разгораться и в ходе
самой деятельности, во время ее реализации. 
Внутренние колебания особенно легко провоцируются в точках затруднений
осуществляющейся деятельности. Если выбор ее был субъективно сомнителен, и
только требования ситуации заставили субъекта, несмотря на колебания, избрать
одну альтернативу, то в момент затруднения и неудачи возобновляется старая
борьба мотивов, и перед субъектом на фоне его нынешних неудач рельефно
проступают преимущества отвергнутой альтернативы (ср.: 181)
Hosted by uCoz