Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 120 
Next page End  

В чем же состоит "стратегия" творческого переживания? Оно, как и ценностное, в
первую очередь ставит вопрос о "доверии" к реальности, о том, считать ли
рассудок источником подлинной и единственной правды о действительности и
принимать ли фактически данную в настоящий момент реальность за
полноправное выражение всей действительности. Но если ценностному
переживанию для того, чтобы выполнить свою задачу – позволить человеку
устоять на его ценностной позиции, – достаточно было развенчать эти притязания
рассудка и в идеальном плане признать в качестве высшей действительности
действительность ценностную, то творческому переживанию требуется нечто
большее, ибо его задача состоит в обеспечении возможности действовать,
исходя из этой позиции, реализуя и утверждая ее, действовать в условиях
практически, материально противоборствующих осуществлению этой позиции. 
Такое действование оказывается психологически возможным только при
достижении особого внутреннего состояния. Мы имеем в виду состояние
готовности пожертвовать любым из своих мотивов, о котором уже шла речь при
обсуждении ценностного переживания. Но если в условиях легкого жизненного
мира подобная мобилизация достигается внутренним самоуглублением, то в
ситуации непосредственного столкновения с внешними трудностями и
опасностями происходит в каком-то смысле обратное движение, не в себя, а
от
себя, движение, сосредоточивающее все душевные и физические силы человека
не на достижении собственного счастья, благополучия, безопасности, а на
служении высшей ценности. Предельная точка этого движения – состояние
безусловной готовности к самопожертвованию, точнее, абсолютно очищенное
от любых эгоистических фиксаций состояние полного самозабвения. Это
состояние изнутри прорывает ситуацию невозможности, ибо в нем получают
смысл "безрассудные", а на деле единственно осмысленные в подобной ситуации
"действия, создается психологическая возможность подвига. 
6. ИДЕАЛЬНЫЕ ТИПЫ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕЖИВАНИЯ
Здесь необходимо завершить уже начатое при анализе первых трех типов
жизненных миров сопоставление переживаний различных типов. Наиболее
существенные отличия переживаний разных типов проявляются в их отношениях,
с одной стороны, к свершившемуся событию бытия, создавшему критическую
ситуацию, т.е. к реальности, а с другой – к затронутой этим событием жизненной
необходимости. 
Гедонистическое переживание игнорирует реальность, искажает и отрицает ее,
формируя иллюзию актуальной удовлетворенности и вообще сохранности
нарушенного содержания жизни. 
Реалистическое переживание в конечном счете принимает реальность как она
есть, приноравливая к ее условиям динамику и содержание потребностей
субъекта. Бывшее содержание жизни, ставшее теперь невозможным,
отбрасывается реалистическим переживанием; субъект имеет здесь прошлое, но
не имеет истории (ср.: 123, с. 682)
Ценностное переживание признает противоречащую или угрожающую ценностям
реальность, но не приемлет ее, оно отвергает претензии непосредственной
реальности прямо и безусловно определять собой внутреннее содержание жизни
и пытается обезоружить ее идеальными, семиотическими процедурами, выводя с
Hosted by uCoz