Navigation bar
  Print document Start Previous page
 102 of 156 
Next page End  

интересов и потребностей. Развитие идеологии маркетинга связано с возрастающей ролью
потребителей, конкретных индивидов в цикле реализации товаров. И для того, чтобы
производство продолжало влиять на рынок, могло формировать субъектов потребления, его
необходимо было изменить, нужно было переосмыслить его организационные основы и
управленческие ориентации. Из этого вырастала идеология менеджмента. Организационно-
управленческие аспекты производства занимают первый план деятельности его
руководителей, оттесняют на второй аспекты инженерно-технические. Причем ядром
управления производственными структурами становится организация деятельности людей.
На смену корпорациям-машинам приходят корпорации-организации [1].
1 Акофф Р. Планирование будущего корпорации М , 1985.
Наиболее развитые страны и страны, вступившие на путь интенсивного развития экономики,
начинают вкладывать все больше средств в качественную организацию и стимулирование
живого труда. Из сферы увеличения вещественных средств и ресурсов деятельности
инвестиции «переходят» в организацию ее процесса, в создание такой «временной среды»,
которая максимально активизирует собственные резервы человеческих индивидов, их
квалификацию, знания, комбинаторные и творческие способности.
Сложный человеческий труд, включающий знания, умения, творческий подход к делу,
становится источником добавочной стоимости, обеспечивающей преимущества новым
товарам, услугам, новым технологиям и их реализации.
Люди именно в своих личностных формах становятся организационными «центрами»
процесса. В личности работника происходит, — используем выражение Хайдеггера, —
«разборчивое собирание» средств, связей, моделей, решений. Логика вещей перестает
диктовать работнику условия реализации его усилий, формы приложения его способностей.
Напротив, он определяет последовательность и координацию средств, выбор схемы, дающей
оптимальный результат. Конечно, далеко не каждое производство, даже в самых развитых
странах, предполагает самореализацию работника. Важно подчеркнуть тенденцию: в
сложном переплетении деятельностей, составляющих производственный процесс, ведущая
тема от логики вещей переходит к логике живой человеческой деятельности, выстраиваемой
согласно общему смыслу работы и ориентированной на сложные качества и формы
создаваемой продукции. Сложность результата достигается не сложением простых
овеществленных функций человеческого труда, но умножением разных видов сложного
труда, осуществленным в формах его личностного усиления и доопределения.
Квалификация работника и его личностные качества оказываются связанными гораздо более
тесно, нежели раньше. Необходимость постоянно держать в поле зрения «человеческое
измерение» процесса, четко представлять свои профессиональные возможности и
ограничения, находить интеллектуальные и психологические ресурсы для выработки
решений — все это предполагает уже своего рода «метаквалификацию»: способность
компенсировать профессиональные недостатки, формировать новые навыки и умения,
самостоятельно «прибавлять» в квалификации.
Это — по сути новая задача, задача не только технологическая и экономическая, но и
культурная в самом широком смысле этого понятия.
Первоначально она формулируется как задача переквалификации или повышения
квалификации работника, задача все более осознаваемая под натиском структурных
изменений промышленности, когда становится ясно, что переквалификация из области
исключений переходит в сферу типичных проблем современного развитого общества.
Понимание этой ситуации ведет к переосмыслению характера современного образования.
Обучение, направленное на передачу навыков и знаний, становится неэффективным. Гораздо
более важным оказывается формирование у человека таких личностных структур и
способностей, которые делают для него посильной самостоятельную ориентацию в мире
Hosted by uCoz