Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 156 
Next page End  

знаний и умений. Освоение знания перестает быть подгонкой личности под определенный
стандарт. Напротив, оно оказывается средством расширения деятельных способностей
индивида.
Сама идея социализации как «подключения» личности к стандартам культуры становится все
более несостоятельной, ибо для живого движения (и сохранения) культуры гораздо более
важным оказывается способность человека не подчиняться схемам знания, технологии,
формализованного поведения, а рассматривать их как набор инструментов своего
личностного бытия и развития. Тогда смена этих инструментов перестанет носить
драматический, а порой и трагический для человека характер, ибо она не будет сопряжена с
нарушением или утратой личности, а будет означать смену форм самореализации, работу над
более эффективными способностями.
Определившись под влиянием новых технологий и новой стратегии экономической
деятельности, проблема переквалификации меняет очень многие традиционные
представления об образовании, о его «механизмах», нормах и ценностях. В принципе
самообразование в этой ситуации может трактоваться как важнейшая область общественного
производства, как сфера инвестиций в человеческий капитал, способный к постоянному
росту и совершенствованию.
Речь здесь — не о «капитализации» личностного процесса, а как раз о включении капитала в
развитие личности, речь о приумножении живого труда, движущегося не по механическим, а
по культурным, «органическим», личностным формам.
Сращивание, оживление квалификационных и личностных свойств работника — это, кроме
прочего, условие безопасного функционирования сложных технологических систем. Во
многих случаях эта безопасность может быть сохранена только собственным решением
профессионала, решением, основанным на его технологической и «человеческой»,
нравственной ответственности, на его информированности и способности предвидения. От
его личностной и профессиональной сосредоточенности зависит «разборчивая сборка» всех
этих разнородных составляющих. От того, как он переработает информацию, какое решение
он выберет, во многом зависит та грань, которую следует соблюсти, чтобы сложность не
обернулась хаосом и разрушением.
Общество, идущее на смену индустриальному, называют постиндустриальным, иногда
информационным. Второе название связано с выделением в человеческой деятельности
энергетических и информационных аспектов. В плане энергетики различные виды
деятельности могут быть сведены к неким простым, абстрактным измерениям. В плане
информационном деятельность выступает носителем конкретного способа взаимодействия
человека с миром, с вещами, с другими людьми или даже комбинаций (коопераций) таких
способов, «записанных» в человеческих способностях, знаниях, умениях. Именно этот план
деятельности обеспечивает ее качество, ее качественную реализацию как на уровне
производства, так и на уровне потребления, как во взаимодействиях между людьми, так и в
отношении человека с естественны- ми и искусственными вещами.
Эта качественная сторона деятельности людей воплощается в качестве их жизни, в качестве
социального процесса. Носителями, выразителями и творцами социального качества
оказываются не вещи, не анонимные структуры, а сами люди и постольку, поскольку они
действуют именно как субъекты.
§ 3. Индивидная перспектива социальности
На рубеже XX и XXI вв. перспективные решения, выбираемые цивилизованным обществом,
так или иначе связаны с проблемой личности; точнее — с проблемой личностей, поскольку
речь идет о персонализации масс, классов и групп, о личностном оформлении различных
сфер деятельности общества. Дело, похоже, не сводится к «учету» «личностного фактора»:
проблема личности, определенный тип ее постановки может быть (или должен быть)
Hosted by uCoz