Navigation bar
  Print document Start Previous page
 107 of 156 
Next page End  

автоматизмы социальности. Однако уповать на такой исход текущего исторического сюжета,
рассматривать его как вполне определившуюся социальную перспективу и не учитывать
всех противоречащих ему мотивов было бы по крайней мере наивно.
Во всех сферах общественной жизни продолжают действовать неконтролируемые людьми
силы и их комбинации. Причем иногда использование самых совершенных в
промышленном, технологическом или научном смысле систем приводит к катастрофическим
последствиям.
Человеческие индивиды с их немереным культурным потенциалом и проблемы
реконструкции социальности, подчеркнутые кризисами и оформляющиеся в обнаружении
реальных решений, находятся как бы по разные стороны потока общественной жизни.
Между ними — многообразие традиционных и стандартизированных форм, более или менее
сочетаемых друг с другом и более или менее восприимчивых как к личностному развитию
людей, так и к проектам социальных реконструкций.
Встреча людей с новейшей социальной проблематикой происходит отнюдь не в чистом
пространстве и абстрактном времени. История незримо или явно присутствует в
современности, в неравномерном развитии составляющих ее человеческих потоков, в
несимметричности социальных позиций, в негармоничности сочетаний экономической,
культурной, политической, научной и прочих составляющих общественного процесса.
Подлинное умножение человеческих деятельностей оказывается достижимым лишь в
отдельных фрагментах социальности. Привлекательность этих достижений делает еще более
ощутимым тот разлад, который существует между созидательной исторической
деятельностью людей и созидаемой, но неподконтрольной им социальностью.
Вопросы
1. На какие проблемы наталкивается идея прогресса?
2. Что общего между экономическими, политическими, культурными кризисами XX в.?
3. На какие ресурсы указывают проблемы качества жизни и качества деятельности?
4. Чем отличаются ориентации на логику вещей и на качество деятельности?
5. Чем обусловлен переход от оппозиций социального и гуманитарного (социального и
индивиного) к теориям и практикам гуманизации социальности?
6. Какова роль самореализации индивидов в функционировании образования и культуры?
Основная литература
1. Иноземцев В. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма
российского обществознания // Вопр. философии. 1997. ¹ 10.
2. Канетти Эл. Человек нашего столетия. М., 1991.
3. Нэсбитт Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы // Мегатенденции. М., 1992.
4. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1998.
5. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986 (статьи Л. Мэмфорда, А. Турэна, Т.
Стоунера, Д. Белла, Ф.Сколимовски, О. Тоффлера).
6. Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект // Вопр. философии. 1992. ¹ 4.
7. Яковец Ю. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопр.
философии. 1997. ¹ 1.
8. Современный философский словарь. Лондон, 1998; статьи: «Информационное общество»,
«Капитал», «Пост», «Постиндустриальное общество».
9. Философия истории: Антология. М., 1995.
Hosted by uCoz