Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 156 
Next page End  

11. Шевченко А.К. Культура. История. Личность. Киев, 1991.
12. Кемеров В.Е., Коновалова Н.П. Восток и Запад: судьба диалога: Исследования.
Хрестоматия. Комментарий. Екатеринбург, 1999.
13. Современная философия: Словарь. Хрестоматия. Ростов-н/Д. 1996.
ГЛАВА XV
ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА
Кому принадлежит сознание? — Сознание и структуры со-бытия. — Сознание как
конструктивный принцип построения человеческих взаимодействий. — Анонимная и
организационная «механика» общественного сознания. — Сознание официальное и
неофициальное. — Догматизм сознания и критика идеологии. —
Сознание как выражение
социальных позиций и отражение структур бытия. — Можно ли очистить сознание от
идеологии? — Утопия как элемент социальной метафизики и повседневного мышления. —
Идеология, перспектива, прогноз. — Взаимовлияния идеологии и науки не есть основание
для их отождествления.
§ 1. Историчность структур общественного сознания
Возможен вопрос: кому принадлежит сознание? Если оно формируется в ходе человеческого
взаимодействия, т.е. является почти буквально во взаимопонимании нескольких, двух как
минимум, субъектов, так, может быть, оно вообще субъекта, т.е. хозяина, не имеет и
существует как своего рода абстракции, само по себе?.. Действительно, оно вроде бы
принадлежит отдельному человеку и вместе с тем оживает лишь в «поле» его реальных или
предполагаемых взаимодействий с другими людьми...
Культурный аспект этой проблемы состоит в том, что полнота сознания достигается тогда,
когда оно перестает работать в автоматическом режиме, когда условием его раскрытия,
оживления, напряжения оказывается другой человек (другая культурная целостность), не
«укладывающийся» в его рамки.
Сознание распространяется как своего рода волна, оно обнаруживает другого человека и
находит в нем границу и проблему, возвращается к своему «источнику», захватывая по пути
новые образы и понятия, и заставляет своего недоопределившегося владельца определить
контуры собственного бытия, а заодно и освоиться с сознанием.
Отметив такую биполярность сознания, можно сказать, что в роли «другого» оказывается не
обязательно единичный человек, эту роль могут выполнить социальные или природные
системы, «превышающие» человека, например биосфера, космос и т.д. Однако сразу следует
добавить: они так или иначе стимулируют сознание через образ человека, через
олицетворение и очеловечивание проблем, требующих от сознания полноты напряжения.
Элементарное социальное пространство, в котором формируются задатки человеческой
личности, — это пространство непосредственного контакта между людьми. «Распадаясь» на
ребенка и взрослого, это пространство обретает невидимые связи, оформляющие восприятия
младенца, выявляющие границы его телесного бытия, его самоощущения, первые его мысли
«о себе», отличном от другого.
Впоследствии, закрепившись в конкретном пространстве, вступая в контакт с разными
людьми, выделив внешние стандарты и языки общения, ребенок вместе с тем полностью
«присваивает» себе формы своего сознания и деятельности, отождествляет их со своею
телесностью. Пространство его сознания оказывается сложно структурированным; одни его
уровни и секторы оказываются доступными, другие труднодостижимыми, закрытыми или
как бы даже занятыми другими людьми. Эта ситуация может восприниматься как
естественное состояние дел, как логика вещей.
Hosted by uCoz