Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 156 
Next page End  

известны примеры силового давления на науку со стороны идеологии, но эти примеры как
раз и указывают на то, что наука либо не поддается такому давлению, либо прекращает свое
существование в качестве науки и становится чем-то другим, каким-нибудь ведомством по
применению идеологии.
Итак, очевидное взаимовлияние идеологии и науки друг на друга еще не есть основание для
их отождествления или для культивирования таких монстров, как научная идеология и
идеологизированная наука.
Общество расчленяло и структурировало свое сознание в ответ на усложение своих
практических задач, в связи с появлением новых видов деятельности, социальных слоев,
профессиональных групп. Различные уровни и формы сознания общества должны быть
поняты именно в их различиях. Именно в них надо искать особые социальные функции и
смыслы форм сознания. Общество создает идеологию, чтобы задать направленность и
пространство развертыванию сознания. Оно создает науку, чтобы специализировать и
наращивать познавательную деятельность, и именно в этом видит ее социальную задачу.
Вопросы
1. Чем обусловлен переход от гносеологического к онтологическому пониманию сознания?
2. Кто создает сознание?
3. Какова роль сознания в (а) становлении (б) и функционировании связей социального
бытия?
4. Чем обусловлено существование разных форм и уровней общественного сознания?
5. Почему бы обществу не ограничиться в отражении бытия одной наукой?
6. Как формируется психология общественных групп?
7. Кто создает идеологию общества?
8. К чему приводит деидеологизация общества?
9. Какие функции выполняет идеология в современном обществе?
Основная литература
1. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии. М.,
1980.
2. Косолапов Н. Интегральная идеология для России // Вопр. философии. 1994. ¹ 1.
3. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. С. 41 — 57; 72 — 86; 107 —
122; 249 — 269.
4. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
5. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
6. Свасьян К.А. Феноменологическое сознание. М., 1987.
7. Утопия и утопическое сознание. М., 1991.
8. Современная философия: Словарь. Хрестоматия. Ростов-н/Д. 1996. Разд. V.
9. Современный философский словарь. Лондон, 1998; статьи: «Антиутопия», «Духовность»,
«Коллективное бессознательное», «Сознание», «Утопия».
Дополнительная литература
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
2. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
Hosted by uCoz