Navigation bar
  Print document Start Previous page
 139 of 156 
Next page End  

появившиеся в обществе возможности содержать группы людей, занятых приобретением,
хранением и передачей знаний, и необходимость в новом знании как средстве организации
усложняющейся практики общества.
Политическое развитие общества, расширение торговли, формирование систем
налогообложения и регистрации времени подготавливают распространение письменности,
различных счетных средств и инструментов. Пространство и время, вещество и информация
обретают формы выражения в человеческом опыте; выявляются специальные «единицы» их
измерения. Возникают своего рода общие языки описания для повторяющихся практических
ситуаций — измерения, обмена, суда, — втягивающих в свой круговорот различные
человеческие действия и поступки, вещи и операции с ними.
Практическое обобщение разнообразия человеческого опыта создает предпосылки для
сохранения и трансляции знаний, для специальной работы с ними, придания им формы
особых предметов деятельности и размышления, особых средств общения между людьми.
Обособляющееся познание становится средством «расширения» сознания общества.
Важнейшей предпосылкой становления научно-познавательной деятельности явилось
выделение духовной сферы из материальной практики общества, появление социальных
позиций для занятий интеллектуальным трудом, вознаграждаемым и поощряемым
обществом. Позиция мудреца, философа, исследователя становится в ряд других
необходимых для общества занятий.
Разумеется, эта постановка «в ряд» с другими должна быть понята с известными оговорками.
Исследования на первых порах не отделяются ни от ремесла, ни от искусства, ни от
философии (заметим, что «на первых порах» искусство, ремесло, философия значат не
совсем то, что они значат сейчас). Соответственно, не существует ученых или научных
работников в современном понимании этих терминов. Знания по физиологии и анатомии —
часть ремесла врачевателя; писание истории — деятельность не только познавательная, но и
художественная, допускающая использование сюжетов из легенд и прямой вымысел;
космологические представления остаются во многом элементами философской трактовки
мироустройства. Общественная значимость познания еще далеко не очевидна; первым
профессионалам науки приходится в основном рассчитывать либо на свой достаток, либо на
меценатов, либо доказывать полезность знания, создавать ремесло и искусство
доказательства.
Известно предание о том, как Фалес вразумлял сограждан, донимавших его по поводу
полезности отвлеченных знаний. С помощью астрономических расчетов он определил
возможность богатого урожая оливок, законтрактовал «по дешевке» маслобойни в Хиосе и
Милете, а когда начался сбор урожая, стал отдавать маслобойни на откуп, причем
монопольно диктовал цены, так как не имел конкурентов. Однако имя свое в истории
культуры сохранил благодаря совсем другим занятиям.
Необходимость для исследователя доказывать полезность и истинность своих знаний имела
далеко идущие последствия. Вырабатывался язык науки, включающий четкое употребление
понятий, определенность их связи, обоснования их следования друг за другом, их
выводимости друг из друга. Элементы этого языка сопрягались так, чтобы их можно было
подвергнуть логической и вместе с тем публичной (в доказательстве, в споре) проверке.
Причем полезность и истинность выводов определялась не силой и авторитетом («Нет
царского пути...» — Эвклид), но обоснованием через со-общение, как бы отделяющим
необходимые связи понятий от индивидуальных человеческих предпочтений. Логическое
содержание знаний становилось общим, обобщалось, не столько в привычном для нас
смысле выделения из него общих связей, сколько в плане становления знания общим
достоянием людей, условием их совместной деятельности и взаимопонимания.
Hosted by uCoz