Navigation bar
  Print document Start Previous page
 22 of 156 
Next page End  

представить жизнь людей, ее ориентиры, «векторы», силы. Но ведь книгу эту еще надо
научиться читать, надо овладеть языком, позволяющим за связями вещей и знаков видеть
связи людей, их стремления и заботы, их способности и цели. Если попытаться учесть
многообразие и глубину смыслов, заключающихся в предметных воплощениях человеческой
деятельности, а стало быть, и то, что эта, хотя и «раскрытая», книга может быть прочтена и
понята с разной степенью проникновения в текст, то еще более важной и более сложной
предстанет задача воспроизведения исследователем прямой перспективы истории: от людей
— к вещам, от человека — через вещь (текст) — к другому человеку.
Допущения о людях, делающих историю, их связях и взаимодействиях, о проблемах и
средствах их деятельности включают в свой состав и допущения относительно схем, которые
люди используют в своем поведении. Схемы эти могут быть осознанными или не
проходящими через сознание людей, выстроенными индивидами или «взятыми» ими из
общего употребления как готовые формы, простыми или составными — в любом случае эти
схемы как-то включаются в действия и поступки человека, как-то их предполагают. Значит,
допущение о деятельности людей в социальном процессе является допущением и о схемах,
используемых в его осуществлении.
Бытие людей, конечно, далеко не исчерпывается подобными схемами. Но из этого вовсе не
следует, что ими можно пренебречь, формируя представления об устройстве социального
бытия. Речь, видимо, должна идти о различных — скажем, стереотипных или
преимущественно личностных — «вплетениях» этих схем в деятельность людей, о
конкретных системах человеческого общения и социальной предметности, связываемых
этими схемами и в свою очередь влияющих на содержание и характер этих схем. Выяснение
структуры таких систем требует от исследователя не просто использования своих схем-
допущений относительно интересующего его материала, но и включения в их обоснование и
корректировку имеющегося в наличии арсенала научных и методологических средств.
Вытесненные некогда из исследования схемы как будто возвращаются в трактовки
социального процесса; вещно-текстовое описание истории оказывается недостаточным ни в
общекультурном, ни в специально научном смысле. Необходимость «вернуть» людей в
социальный процесс превращается для исследователя в задачу по формированию конкретной
схемы или картины реальности, в которой будут зафиксированы контуры деятельности
людей, превращающей «логику вещей» в человеческую историю в собственном смысле.
Выше я не случайно говорил, что схемы «как будто» возвращаются. Возвращаются в
современное социально-историческое исследование не те схемы, которые формировались
философией истории XIX столетия, и включаться в исследование они, судя по всему, будут
не так, как предлагала эта философия.
§ 3. Кто рисует картины социальной реальности?
В современном отечественном лексиконе слово «схема» не относится к разряду почитаемых.
Поскольку наша публицистика на протяжении многих десятилетий боролась и борется со
стереотипами, в общественном сознании укрепилось вполне схематичное,
стереотипизированное недоверие к схематическим построениям. Однако люди без схем жить
не могут. Предметные воплощения человеческих сил служат людям постольку, поскольку в
них закреплена определенная схема их изготовления или использования. Памятники
культуры выступают средствами общения между людьми именно потому, что они сохраняют
в себе определенные схемы порождения и обновления человеческого опыта. Дело, стало
быть, не в схемах, а в способах их употребления людьми.
Важно подчеркнуть: схемы — инструменты деятельности и, как всякие другие инструменты,
они вырабатываются людьми для определенных типов деятельности и в ее процессах
сохраняются или модифицируются [1].
1 Схема это то что позволяет тебе
Hosted by uCoz