Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 156 
Next page End  

Социальная философия, как и философия истории, выстраивает схемы общественного
процесса и его обобщенные картины, определяет его черты и направленность. Но в отличие
от философии истории социальная философия вырабатывает эти схемы, картины и
определения, опираясь на опыт современного обществознания и, косвенным образом, — на
опыт практической жизни людей, на осмысление проблемности их бытия.
Работая с материалом обществознания, социальная философия самоопределяется как
дисциплина обществознания, как методология социально-гуманитарной познавательной
деятельности. Она сопоставляет методики отдельных дисциплин, высвечивает их
ориентации на связное понимание общественного процесса, испытывает на постановке
актуальных практических и теоретических проблем, стремится согласовывать разные
дисциплинарные представления социальной реальности.
Выступая в качестве философии общественного процесса, социальная философия выходит за
рамки обществознания (тем более — его методологии) и стремится опираться на весь
доступный ей человеческий опыт, работает на создание определенного мировоззрения,
ориентирующего людей в их деятельности.
Социальная философия как методология и как мировоззрение, как выработка схемы-картины
социального процесса и как сама эта картина представляет собой связную и расчлененную
деятельность, где ритмически сопрягаются процесс и результат: мировоззрение
вырабатывается с помощью методологии, а методологические формы корректируются
мировоззренческими установками.
В классической философии вопрос о связи мировоззрения с обобщением различных форм
человеческого опыта, с его методологической переработкой, с его последующим
включением в практику и теорию ставился не раз. Однако речь обычно шла об осмыслении
завершившейся хозяйственной, культурной, политической практики. Предметным полем
философии оказывались итоги и результаты человеческих усилий. Тогда-то, собственно, и
возникло казавшееся естественным истолкование деятельности по ее воплощениям, процесса
— по его завершению, истории — по ее следам в настоящем. Кольцевое движение
философии как будто бы размыкалось, и она открывалась практике общества и его истории,
но последние представали тогда в своем завершенном, «перфектном» выражении и могли в
лучшем случае продемонстрировать правила повторения пройденного. Философия вольно
или невольно оказывалась в роли пророка, «предсказывающего назад», переносящего в
настоящее и будущее формы воплотившегося человеческого опыта. Из истории исчезал
процесс, из человеческой реальности — ее движущие силы, из деятельности людей — ее
проблемность, неопределенность, открытость.
Ориентация на конкретное движение гуманитарных дисциплин, включенность в работу
обществознания были выстраданы социальной философией XX столетия. Ей пришлось
пережить и отрицание особого метода познания общественной жизни, и «натурализацию»
социальных наук, и попытки подменить философию общества социологией, и кризис
лидерских претензий социологии, и пришедшее в последней трети века осознание
общественной и научной необходимости социально-философского обоснования
деятельности людей, всего человеческого сообщества.
Отечественная социальная философия на протяжении всего XX столетия оставалась
философией «общих предположений». Высказываемые философами соображения
фиксировали отдельные парадоксы и противоречия, оформляли реакции людей на события,
но в целом оставались на уровне обыденных констатации и гипотез.
Одной из причин этого была неразвитость обществознания как совокупности социально-
гуманитарных дисциплин, и прежде всего неразвитость (а с двадцатых по шестидесятые
годы и полное отсутствие) социологии.
Hosted by uCoz