Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 156 
Next page End  

Научная социология начала развиваться в России задолго до 1917 г. По своим возможностям
и результатам в начале XX столетия она была вполне сопоставима с социологией
европейской и американской. Вместе с тем, надо подчеркнуть, ее влияние на социальную
философию, науку, культуру, повседневное сознание российского общества было
минимальным. Это вполне соответствовало тому, что Н. Бердяев характеризовал как
«аскетическое воздержание от идейного творчества, от жизни мысли, переходящей пределы
утилитарно нужного для целей социальных, моральных или религиозных» [1].
1 Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. С. 81.
Российская социальная философия стоит перед задачей создания, выработки картины
(модели или совокупности моделей), в которой основные структуры социального бытия
будут показаны как формы деятельности, общения, самореализации людей. Эта задача
соответствует ориентации некоторых направлений социальной философии конца XX в. на
выявление схем воспроизводства и обновления социального бытия, на проблемно-смысловое
поле деятельности людей, на силы, средства и условия их самореализации. Именно поэтому
мировоззрение (схема-картина), вырабатываемое социальной философией, тяготеет к
методологии, поэтому и методология социальной философии имеет тенденцию к сближению
с формами самореализации людей.
Итак, выявляется определенная связь научного обществознания, его методологии и
философии с обыденным опытом. Она обнаруживается не столько как зависимость
обществознания от обыденного сознания (что как раз и соответствовало бы привычному
взгляду), а скорее как влияние устоявшихся или устаревающих научных форм на структуры
обыденного мышления. В этом пункте снова возникает мотив выработки социально-
философских схем, причем такой выработки, которая преодолевает «уплотнения»,
образованные прорастанием друг в друга стандартов обыденного опыта и устаревающих
схем обществознания.
Такое отношение к стандартам опыта и познания «подсказано» социальной философии
самим ходом социального процесса. Элементы и связи деятельности обнаруживают
актуальный историзм, не просто принадлежность к истории, но вполне конкретное
происхождение, предметность своего становления, нацеленность на конкретную
проблематику.
Вопросы
1. Как мы читаем историю — «слева направо» (люди, их действия и связи, предметные
результаты их взаимодействий) или «справа налево» (результаты взаимодействия людей,
люди с их силами и способностями)?.. Прокомментируйте вопрос и различные условия его
постановки.
2. Дано ли нам общество как реальность настоящего?
3. Как за вещными выражениями социального процесса обнаружить его скрытые связи и
силы?
4. Какие роли играют научное обществознание и обыденный опыт людей в прочтении
«книги» общества?
5. Каковы основные функции социальной философии в построении и обновлении картины
общества?
6. Какое значение имеет картина общества для сознания и практической жизни людей?
7. Возможна ли несоциальная философия?
Основная литература
1. Адорно Т. К логике социальных наук // Вопр. философии, 1992. ¹ 10.
Hosted by uCoz