Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 156 
Next page End  

ВВЕДЕНИЕ
Что значит жить по-человечески? — Как описать нормальную жизнь? — Проблематизация
понятий «общество», «наука», «история». — Самоописание социальной философии. —
История, социальный процесс, общественная эволюция. — Проблема самоопределения
общества. — Почему нет специальной главы о личности. — Социальная философия и
антропология. — Кому нужна социальная философия? — Тема России.
Вопрос о том, что значит жить по-человечески, возник не сегодня. Однако именно в наше
время он приобретает не только особую остроту, но и очевидную сложность, объемность,
многомерность.
Возникает вопрос о вопросе: почему люди — люди — спрашивают о том, как жить по-
человечески?.. Разве они не знают этого?.. Или, может быть, они не считают свою жизнь
человеческой?.. Или, может быть, жизнь, которая им казалась человеческой, уже не кажется
таковой?
В России сейчас много споров о нормальной форме человеческого существования, о
нормализации общества, о движении к нормальному порядку... Однако неясной остается
сама гипотеза о нормальной жизни: на чем ее основывать — на нормах готовых или только
еще возникающих; если на готовых, то на каких; если на возникающих, то кто их будет
формировать?..
Осознание того, что в описании социального процесса практически невозможно сейчас
опираться только на обыденные представления, что необходимо для этого привлекать разные
формы научного и культурного опыта, переосмысливать, заново «синтезировать» его,
свойственно не только современному российскому обществу. Весь социальный мир так или
иначе втянут во взаимодействия, требующие нового, многомерного и вместе с тем
достаточно определенного представления о нормах жизни человеческого сообщества, о тех
правилах, по которым это сообщество может быть описано, по возможности понято и
подготовлено к последующим этапам своей эволюции.
Аппарат современной науки — в том числе и в социально-гуманитарных дисциплинах —
недостаточен для решения связанных с этой работой задач. Наука привыкла рассматривать
общество и человека, но здесь — проблема соответствия науки и ее инструментов смыслу
тех вопросов, которые стоят перед современным человеком. Необходимо науку, ее
категории, понятия, концепции включить в процесс изменения общества и самореализации
людей, определить, какие из научных форм и в каких сочетаниях (в каких логиках) могут
стать средствами самоопределения общества, ориентации человеческих индивидов.
Единое человеческое сообщество перестает быть абстракцией и становится реальностью. И в
этом, принципиальном для своей эволюции, сдвиге оно меняет связи и ориентации своих
культурных, научных и прочих подсистем, обнажает их зависимость от происходящих с
людьми изменений.
Такая ситуация создает мощные стимулы для развития социальной философии. Подчеркнем,
не философии вообще, а именно социальной философии, рассматривающей различные
деятельные силы, средства и способности человека в проблемном поле и конкретной
перспективе современности. Однако сама социальная философия оказывается в
парадоксальном положении. Она должна показать картину происходящих в обществе
изменений, но она — в своих методах и инструментах — претерпевает серьезную эволюцию.
Обращаясь к социальной философии с интересующими нас вопросами, мы застаем ее в
таком состоянии, когда она не может продемонстрировать нам готовые картины социальной
реальности.
Предлагаемая книга является «Введением в социальную философию» не только потому, что
она сделана как учебник, т.е. знакомит читателя с основными темами и вопросами
Hosted by uCoz