Navigation bar
  Print document Start Previous page
 40 of 156 
Next page End  

совокупность реальных (и отображенных) зависимостей в свое действие, во всяком случае, у
него есть возможности для этого. Через поиск объективной формы действий, через
выработку определенного сочетания средств и целей деятельности, ее условий и норм он
косвенным путем встраивает «попутные» объективные связи (а это ведь —связи с людьми и
вещами) в логику своего поведения. Здесь надо подчеркнуть, что это становится возможным
при условии поиска и выработки человеком формы действия.
Соотношение средства и цели зачастую трактуется чрезвычайно просто; в смысле «цель
оправдывает средства». Этот подход не учитывает, что индивид действует в системе
сложившихся социальных связей; неявно предполагается, что человеческое бытие является
своего рода «целиной», где выбор средств и целей оказывается совершенно свободным. В
таком подходе не улавливается зависимость целей от средств, а главное, не получает
истолкования роль условий и норм при гармонизации средств и целей. Но именно условия и
нормы и выступают неявными представителями комплекса социальных связей в отдельном
акте человеческой деятельности. Отсутствие понимания индивидом их роли как раз и
свидетельствует о невыработанности в его сознании обобщенной картины реальности и
составляющих ее схем, позволяющих человеку соединять фрагменты своего поведения с
«фоновыми» социальными связями.
Проработка и поиск элементарных, «линейных» форм поведения — это особый этап и в
общественной, и в индивидуальной истории человека. В общественной истории он связан с
образованием единого сложно-расчлененного социального пространства и с
необходимостью для индивидов ориентироваться и действовать в нем; он сопряжен с
оформлением абстрактных эталонов человеческого поведения, в частности правовых норм,
определяющих качество человеческого действия вне его прямой связи с личностными
особенностями индивида. В плане индивидуальной истории человека он может быть
соотнесен с выработкой им социально и предметно адаптированных навыков поведения.
Конечно, и в том, и в другом плане общественного развития достаточно типичными
оказываются ситуации, когда люди непосредственно не приобщены к поиску и выработке
форм поведения, когда такая деятельность не включается ими в самореализацию и когда,
стало быть, они используют элементарные формы как готовые и сами, таким образом,
оказываются обезличенными функционерами, своего рода социальными автоматами.
Вникая в исторический драматизм и трагические социальные последствия такой ситуации,
мы приближаемся к пониманию того, что препятствием для личностной самореализации
людей являются не элементарные формы поведения и соответствующие им схематизмы
рациональности, а способы приобщения людей к этим формам и схемам, оторванные от
развития индивидов или сопряженные с ними. Осваивать элементарные формы социального
поведения и мышления и быть элементом социальной формы — это далеко не одно и то же.
Подчеркивая несводимость индивидуального человека к отдельному закону, жесткой
зависимости, линейной связи, мы так или иначе окажемся перед необходимостью вспомнить,
что эти элементарные формы ложатся в основу самостоятельного поведения обособленных
человеческих индивидов.
§ 3. Историзм общественных законов
Можно представить два плана, в которых рассматривается соотношение системы
социальных связей и бытие человеческих индивидов. Первый, когда жизнь людей
рассматривается с точки зрения ее зависимости от квазисамостоятельной совокупности
законов (это, заметим, взгляд, наиболее привычный и для теоретического, и для обыденного
мышления). И второй, когда дается трактовка воспроизводства социальных связей и
зависимостей, когда требуется объяснение функционирования законов, их изменения и
становления. При определении этого плана и возникают вопросы о том, в каких точках
человеческого бытия сходятся законы, где они срастаются, «оживают», кто их реализует,
Hosted by uCoz