Navigation bar
  Print document Start Previous page
 5 of 156 
Next page End  

социальные связи. В главах VI, VII, X, XI, XII, XIV, XVI теме личности уделено особое
внимание, но и во всех остальных эта тематика присутствует как предмет и как средство
прояснения социально-философских вопросов.
Такой взгляд на проблему личности в социальной философии определяет и отношения
последней с другими философскими и социально-гуманитарными дисциплинами. Для
предлагаемой концепции социальной философии неприемлемы подходы, согласно которым
она должна заниматься абстрактными социальными структурами, а непосредственное бытие
человека, конкретные исторические и культурные его формы «отдаются» антропологии,
истории, культурологии и т.д. Такое разделение труда неплодотворно прежде всего потому,
что оно создает препятствия пониманию логики социального воспроизводства в
непосредственной жизни людей, т.е. делает невозможным ответ на вопрос о непрерывности,
связности социальных процессов во времени и пространстве. Социальная философия,
рассматривая основную свою тематику, не может сдвинуть на периферию вопрос о человеке,
о личности. Напротив, она ставит его в центр социального мировоззрения и методологии. И
это отнюдь не препятствует, наоборот, способствует развитию специальных
антропологических, исторических или культурологических исследований: и для них
возникают стимулы включать в свои особые подходы к человеческому бытию представления
о реализуемости в нем (или отчужденности от него) социальных форм. Смысл разделения
исследовательской деятельности — не в том, чтобы какая-то дисциплина, скажем
антропология, отделила свой предмет исследования (жизнь человека) от сложной,
расчлененной и взаимосвязанной системы бытия людей, описала его как самостоятельный
объект. Он — в том, чтобы, определив свой предмет, собственные мерки описания
человеческого бытия, она могла включить в трактовку своего предмета связи, реализующие
человеческое бытие, представить эти связи в формах, характеризующих человеческую
природу или индивидность, онтогенез или филогенез человека.
Само разделение исследовательской — как, впрочем, и всякой другой деятельности — это
особая тема социальной философии. Она, в частности, показывает разные возможности и
способы разделения и синтезирования деятельности людей. Социальная философия
фиксирует переход от форм простой кооперации, обеспечивающей «суммирование»
человеческих усилий, к формам, определяющим усложнение, «умножение» качеств
деятельности и жизни людей и обслуживающих их вещей. Этот переход оказывается во
многом решающим для обществ, вступающих в постиндустриальную эпоху. Он проявляется
прежде всего в сфере объединения научных, духовных, творческих усилий людей. И
социальная философия делает его предметом специального методологического анализа,
использует его и для построения отношений с родственными социально-гуманитарными
дисциплинами, и для прогнозирования форм человеческой деятельности, ориентированных
на проблему качества человеческой жизни. Эта тема рассматривается в главах V, XI, XII.
Социальная философия, определяя общественную обусловленность развития различных
типов разделения и кооперирования человеческой деятельности, перспективы ее изменений,
решает не только методологическую, но и мировоззренческую задачу. Она задает систему
координат, «рисует» картины социальной реальности, намечает ориентиры, благодаря
которым человеческая личность может определять «траектории» своего жизненного
поведения, создавать условия для своих начинаний.
Современная социальная философия ориентирована на личность еще и потому, что она
включает ее в «условия игры», рассчитывает на нее как на силу, обеспечивающую
сохранение и развитие общества. Можно сформулировать иначе... Кому нужна социальная
философия?.. Прежде всего тому, для кого личностная самореализация является жизненной
необходимостью... И тому, кто хочет что-то сделать... И тому, кто хочет что-то изменить в
обстоятельствах своего существования.
Hosted by uCoz