Navigation bar
  Print document Start Previous page
 54 of 156 
Next page End  

2. Ватин И., Тищенко Ю. Исторический процесс как становление человеческой
индивидуальности // Филос. науки. 1973. ¹ 2.
3. Вильчек В.М. Прощание с Марксом. М., 1993.
4. Дьяконов И.М. Пути истории. М., 1994.
5. Ионов И. Теория цивилизаций и эволюция научного знания // Общественные науки и
современность. 1997. ¹ 6.
6. Маркович Д.Ж. Общая социология. М., 1998. Разд. 8. Гл. I «Периодизация и основные
характеристики общества».
7. Культура, человек и картина мира. М., 1987.
8. Формации или цивилизации // Вопр. философии 1989 ¹ 10.
9. Кемеров В.Е., Коновалова Н.П. Восток и Запад: Судьба диалога: Исследования,
хрестоматия, комментарии. Екатеринбург, 1999 (гл. VI хрестоматии).
ГЛАВА VI
СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ
Проблема процесса. — Люди и вещи. — Могут ли вещи быть процессами? — Социальный
процесс как форма переноса человеческих сил в пространстве и времени. — Многомерность
человеческой деятельности: ее предметность, социальность, индивидность. — Деятельность
людей как их самореализация. — Воспроизведение предметности как предметности
социальной. — Самобытность людей и их событие. — Полифоничность и многомерность
социального процесса.
§ 1. Грани социального процесса
Привычный способ представлять, описывать, мыслить и объяснять бытие — человеческое
или природное — может быть примерно таким. Есть люди или вещи (люди и вещи). Между
ними возникают, существуют, изменяются какие-то связи. Между ними формируются или
трансформируются какие-нибудь взаимодействия. Они (люди и вещи) своими
взаимодействиями возбуждают, поддерживают или прекращают какие-то процессы. Этот
способ представления является привычным не только для обыденного, но и для научного
мышления. Он оказывается не только «здравомысленным», но и классичным: учтем его
историческую укорененность в новоевропейской науке и широкое распространение.
Сейчас нам важно прояснить неявную предпосылку, лежащую в основе этого способа
представления, показать схему, определяющую движение исходных понятий.
Итак, есть люди и связи, есть вещи и процессы, то есть: с одной стороны, — люди или вещи
в их самодостаточном, заткнутом бытии, с другой — связи, взаимодействия, отношения,
процессы, которые существуют и фиксируются между людьми.
Конечно, ревнитель «формальной» диалектики сразу заметит, что вещи, свойства и
отношения взаимосвязаны, что одно без другого не бывает. И будет прав. Но проблема не в
этом. Проблема в другом.
Являются ли вещи составляющими процессов (и в этом смысле — самими процессами) или
они лишь помещены, погружены в процессы и как-то на них реагируют?.. Являются ли люди
компонентами (элементами, субъектами) процессов (и в этом смысле — самими
процессами), в которых протекает их жизнь, или они лишь внешним образом обусловлены
действием сил исторического процесса?..
Покамест и в бытовом и научном сознании преобладает схема «вещи и процессы», т.е.
существуют вещи, а между ними или «вокруг» них происходят процессы. С вещами,
конечно, тоже что-то происходит, когда они формируются, модифицируются или
Hosted by uCoz