Navigation bar
  Print document Start Previous page
 58 of 156 
Next page End  

Образ социального процесса не просто зависит от позиции человека, от его точки зрения,
взглядов и т.п. Дело не в субъективной ориентации его, говоря традиционным философским
языком. Дело — в его реальной укорененности в переплетении социальных связей, в ее
характере и, соответственно, в возможностях человека открывать и использовать в своем
поведении многомерность социального процесса. Дело — в бытийной, практической
способности человека «открываться» полифонической сложности истории и культуры,
сочетать и сообразовывать разные формы освоения действительности. Для философа и
теоретика, мыслящего по-современному, это означает культивирование в своем сознании в
качестве принципиальной установки представления о нелинейности движения социальных
взаимосвязей, об их несводимости друг к другу и о самой зависимости многогранного
социального процесса от индивидуальной деятельности людей. Понимание социального
процесса как постоянно становящегося предполагает не только обязательное рассмотрение
индивидов в качестве движущей силы этого становления, но и преодоление
гносеологической дистанции между теоретиком и бытием, включение теоретика в «ткань»
бытия, учет его бытийного «закрепления» и влияния последнего на его познавательную
деятельность.
Когда говорят или размышляют о том, что социальный процесс складывается из действий
людей, вольно или невольно допускают взгляд, согласно которому многомерная сложность
общественно-исторического движения как бы образуется из сочетания простых действий,
однолинейно направленных жизненных судеб людей. Иными словами, социальная
сложность образуется сочетанием простых элементов и их взаимодействий.
Однако это, казалось бы, арифметически правильное и очевидное допущение противоречит и
противостоит по сути идее многомерности социального процесса. Органическое сочетание и
смена форм социального процесса не могут быть обеспечены сложением простых
человеческих действий, «безразличных» к сложности общественного процесса способов
индивидуальной самореализации людей. Сохранность и обновление процесса могут быть
обеспечены лишь многомерностью и органической незамкнутостью составляющих его сил.
Социальный процесс как постоянный перенос и смена человеческих качеств при сохранении
живой деятельности людей, эти качества реализующей, по определению оказывается
проблемой. Он является проблемой для общества, организующего или поддерживающего
определенную систему общественных отношений, он выступает таковым для отдельного
индивида, осваивающего его с определенной исходной позиции, тем более — для теоретика,
пытающегося найти исходный масштаб для последовательно концептуального описания
общества. Затруднительность теоретического предприятия как раз и определяется
нередуцируемостью социального процесса к одной линии его реализации, к одной
подсистеме или стадии. И эта несводимость процесса к одному началу или мотиву
предопределена человеческой деятельностью как такой постоянной (не величиной), которая
все время меняет свое непосредственно индивидное выражение, человечески-конкретные
формы реализации.
Деятельность людей как форма реализации их сил, как сложно расчлененная и сочетаемая их
связь образует все новые «композиции» человеческих способностей, их воплощений,
условий и средств осуществления и т.д. Каждое последующее поколение вступает в жизнь с
другим, нежели у предыдущего, «запасом» и объемом человеческого опыта. Оно вынуждено
вырабатывать новые формы его освоения, а стало быть, и самореализации. Его
самореализация оказывается не приложением к предметным и внешнесоциальным
преобразованиям, а внутренним условием, движущей силой и мотивом их осуществления.
Такой взгляд на самореализацию человеческих индивидов заставляет более внимательно
отнестись к ее «внутреннему» строю, к соотнесенности социального процесса с
непосредственным бытием человеческих индивидов. И если вначале мы связывали
Hosted by uCoz