Navigation bar
  Print document Start Previous page
 59 of 156 
Next page End  

понимание проблемы социального процесса с деятельностью людей, то теперь перед нами
стоит задача истолкования деятельности людей как их самореализации.
§ 2. Самореализация индивидов и другие аспекты деятельности
Существует предрассудок, согласно которому деятельность людей понимается как внешний
по отношению к их индивидуальному бытию процесс. В согласии с ним самореализация
(самодеятельность, самоизменение, самосовершенствование или саморазрушение) человека
— это своего рода пристройка к тем действиям, которые он совершает в соответствии с
социальными функциями, с природными или квазиприродными вещными формами. Такое
понимание прочно связано с представлением о противостоянии индивидуальной и
социальной жизни людей, с определениями человеческой самобытности за границей
социальных взаимодействий. Можно сказать, оно порождено «негативным» характером
определений человеческой индивидности и индивидуальности, поддерживаемых бытовой,
культурной и научной традицией. Устойчивая черта таких определений: гиперболизация
несоциальных, нефункциональных, непредметных аспектов бытия человеческих индивидов,
стремление именно в этих сторонах индивидного бытия увидеть его специфику.
Подобный способ определения и описания индивидного бытия людей и их самореализации
оказывается, по сути, неплодотворным (и даже бесперспективным), ибо специфика
человеческой индивидности таким образом не определяется, а только отодвигается в «тень»:
возникают другие проблемы и псевдопроблемы, в частности, проблема противопоставления
рационального и индивидуального, «обставленная» логическими парадоксами.
Природа этих проблем и парадоксов раскрывается, вообще говоря, не в логике, а в истории, в
конкретном анализе практических и теоретических ситуаций, которые «развели» в
человеческом мышлении и «законсервировали» в человеческом опыте в качестве
обособленных понятий: социальное и индивидуальное, внешне-предметное и самостоящее в
человеческом бытии. Мы об этом уже говорили и еще не раз, видимо, будем касаться этой
темы. Сейчас же нам важно наметить и описать более продуктивное понимание
деятельности, углубляющее наше представление о социальном процессе и создающее базу
для конкретного анализа, фиксирующего, между прочим, и те исторические ситуации,
которые порождают «расщепления» социального и индивидуального.
В «позитивной» трактовке человеческой самореализации она характеризуется как важный
аспект бытия и деятельности людей, как процесс, обеспечивающий постоянное наполнение
социального воспроизводства живыми человеческими силами. Это, собственно,
«сердцевина» социального процесса, «срастание» и развитие человеческих способностей,
обеспечивающих постоянную пульсацию деятельности. Предметные и внешне-социальные
формы последней возможны как формы деятельности только при их наполнении
самореализацией людей. Это наполнение социального процесса силами человеческой
самореализации — условие, без которого он просто невозможен.
Разумеется, в конкретной истории мы не находим примеров «полной» гармонии между
индивидной самореализацией и социальным процессом. Но из этого не следует, будто
история иногда протекает при наличии человеческой самореализации, а иногда может без
нее обойтись. Вне человеческой самореализации истории не существует. Другое дело, что
она воплощается в формах, видоизменяющих и отчуждающих от людей их самореализацию:
преодоление и смена этих форм, их новообразование и развоплощение и является одной из
характеристик исторического процесса.
Конечно, понимание этого важного пункта невозможно при опоре на представления об
отдельном индивиде и «охватывающем» его обществе, порождающие множество
рассуждений о социальном и индивидуальном. Невозможно оно и в понятиях, жестко
разграничивающих предметное бытие людей и их самореализацию.
Hosted by uCoz