Navigation bar
  Print document Start Previous page
 67 of 156 
Next page End  

его (бытия) сверхчувственной сложностью. Выходя за границы своего физического бытия в
мир многомерных социальных связей, человек обретает способность видеть грани
социального процесса, а стало быть, и новые возможности связей с реальностью.
§ 2. Социальное время и социальное пространство
Социальный процесс разворачивается во времени длящихся, сочетающихся и сменяющих
друг друга человеческих деятельностей; вместе с тем он «стягивается» в пространстве, где
эти деятельности предстают относительно стабильными структурами, кристаллизуются в
предметных условиях жизни людей, «сплетаются» в их непосредственное общение.
Процесс этот живет в пространстве и времени, но координаты, определяющие сочетание и
смену социальных событий, сами в значительной степени задаются движением совокупной
жизни и деятельности людей. Меняются содержание и интенсивность человеческой
деятельности, модифицируется и та пространственно-временная «канва», с помощью
которой определяются, очерчиваются, понимаются социальные события.
Учет этого обстоятельства, разумеется, не снимает вопроса о зависимости социальной
истории от космических и земных природных ритмов и соотношений. Но его рассмотрение,
оказывается, связано с выявлением собственной ритмики и метрики социального процесса.
Они могут быть поняты как масштабы деятельности людей, учитывающие природную
«обстановку» бытия общества, но складывающиеся и меняющиеся не вне социального
процесса, а в его воспроизводстве и обновлении.
От абстрактного, «пустого», однородного пространства-времени классической науки и
философии мы переходим к наполненному действиями и событиями людской жизни
социальному времени-пространству. И первое, что мы обязаны будем отметить, это — не-
физический характер социального пространства и времени. Не-физический именно в связи с
существом дела, а не со словесным определением. Не-физический — в смысле того, что он
задается не движением тел, ритмизуется не вращением колес и шестеренок, а социальными
формами возобновления человеческих сил и сочетания человеческих деятельностей.
Телесные, вещественные, пространственные формы участвуют, естественно, в движении
человеческих действий и сил, но они движутся прежде всего как «проводники» и
«переносчики» созидаемых людьми социальных качеств.
Люди могут измерять и измеряют свою жизнь часами или метрами. Но это — строго говоря
— нефизические метры и часы, ибо они характеризуют не натуральные свойства вещей и
деятельностей, а указывают на человеческие силы, которыми вещи и деятельности
насыщены, обозначают возможности, которые к человеческим силам могут быть
присоединены.
В ходе социального процесса возникли формы, обладающие высокой степенью
абстрактности, как бы совершенно оторванные от конкретных вещей, людей и действий,
способные, казалось бы, замещать собою все что угодно и все что угодно переводить на язык
своих универсальных измерений. Скажем, деньги выступают в роли такого универсального
стандарта вещей и действий; более того, они оказываются опорами нормального
функционирования социальной системы, «связными» между различными людьми и
группами. «Порча» денег становится важной составляющей в разрушении нормальных
человеческих взаимодействий, кризиса социальной системы. Ибо происходит распад
развернутых во времени «композиций» деятельности, утрачивается согласованность
различных человеческих сил, понижается социальное качество вещей и, соответственно,
повышается значение их натуральных свойств, «сырого» материала и самой простой работы
с ним.
Подобные формы — это формы процесса, измерители, стандарты, «связные» многообразных
актов человеческого поведения. Они, по сути, выражают время деятельности людей, они
Hosted by uCoz