Navigation bar
  Print document Start Previous page
 69 of 156 
Next page End  

До конца XIX в. абстрактное пространство и абстрактное время сохраняют значение
абсолютных и объективных координат, «в которых протекают» различные процессы.
Абсолютность их трактуется как независимость от каких бы то ни было систем.
Объективность — как внешность по отношению к конкретным природным или социальным
событиям. Применительно к социальному процессу это означает, что происходящие в нем
изменения никак не влияют на его пространственно-временную структуру.
Однако еще с середины XIX столетия появляются стимулы для переосмысления статуса
категорий пространства и времени. Положено начало изучению абстрактного и конкретного
времени социального процесса, образования единого социального пространства,
формируются психологические и культуроведческие исследования роли пространства и
времени в разных человеческих сообществах, возникает проблематика биологического
времени. В XX в. идеи историзма начинают проникать в естествознание, расширяются в этом
направлении космологические, геологические и географические исследования. Особую роль
в этом движении сыграла теория относительности, связавшая воедино движение,
пространство и время, поставившая перед всеми науками задачу исследования пространства
и времени как форм бытия конкретных природных и социальных систем.
Предельно широкое, абсолютизирующее истолкование пространства и времени предстало
лишь определенным историческим этапом в человеческом освоении форм социального и
природного бытия. Открылась замаскированная наукообразностью и философичностью
укорененность его в конкретной культурно-исторической почве.
Поворот науки к качественному анализу сложных систем связал пространство и время с их
организацией, с особыми отношениями между их элементами, с мерностью воспроизводства
и смены этих элементов, взаимообусловленностью их функционирования. Интервалы,
траектории и пустоты обрели конкретный физический или социальный смысл. Пустое
воздушное пространство оказалось формой организации воздушных сообщений. Пустое
пространство вокруг дома оказалось формой организации движения и взаимодействия
людей. Пустое пространство вокруг прибора или станка оказалось условием их нормального
использования. Вещи и пустоты между ними оказались элементами организации
человеческой деятельности, особого протекания времени жизни и общения людей.
Древняя идея хронотопа, когда круг был и формой пространства человеческого бытия, и
формой возвращающегося времени человеческой жизни, вновь стала ориентиром
человеческого мировоззрения. Конечно же, современное развитие этой идеи потребовало и
еще потребует больших усилий. Без конкретного исследования пространства-времени как
форм бытия сложных культурных и природных систем идея хронотопа остается лишь
ориентиром.
Что касается абстрактного пространства и времени и их культурно-исторической
заземленности, то следует отдать должное и научной (что в общем-то осознано), и
культурной (что понимается, особенно в нашем обществе, значительно меньше) их
функциям. Последняя состояла в том, что была выработана система социальных связей, хотя
и отчужденных от бытия человеческих индивидуальностей, но дающих этим
индивидуальностям определенный спектр возможностей для развертывания ими своих сил.
Перешли как бы «в режим автомата» некоторые необходимые для бытия личности усилия и
формы, произошло превращение их в исходные условия человеческого бытия. Образовался
нулевой цикл, культурный слой, ушедший в развитых странах в подпочву человеческих
взаимоотношений, который и в индивидном развитии стал откладываться в виде исходных
установок личностного поведения.
Эволюция категорий времени и пространства заставляет переосмыслить задачу
философского понимания подобных форм.
Hosted by uCoz