Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 156 
Next page End  

Общество в социальной философии перестает быть системой абстракций, оно «оживает» и
вырастает в сложности и масштабе, насыщаясь движением и развитием разнообразных актов
человеческой самореализации.
Необходим научный аппарат, использующий весь объем известных науке подходов для того,
чтобы фиксировать живые связи социального процесса, и не столько для написания
«широкой картины» его, сколько для выявления сил, воспроизводящих и развивающих этот
процесс.
Стремление социальной философии к многомерному, объемному «охвату» и конкретному
отображению общественного процесса — подчеркнем еще раз — вовсе не идет вразрез с
установками научного познания на объяснение, прогнозирование, на использование
теоретически обоснованных концепций, моделей, схем и т.п. Социальная философия
включает этот аппарат в свою работу, но постоянно выявляет его зависимость от хода
социальной эволюции, учитывает ограниченность схем и условность моделей в описании
полифонии общественного процесса.
В этом плане социальную философию можно трактовать как социальную онтологию или
систему схем, описывающую динамику и структуру социального процесса, конкретные его
формы, реализующиеся в разных комбинациях деятельности людей. Социальная онтология
выстраивается в ходе обобщений человеческого опыта, преломившегося в знания социально-
гуманитарных дисциплин, выразившегося в осознании людьми проблемности их
повседневной практики. Социальная онтология, таким образом, не постулируется — как это
было в традиционной метафизике, — но «выводится» из различных аспектов духовно-
теоретической и обыденно-практической деятельности людей. Связывая разные картины,
модели, «стоп-кадры», описывающие многогранность социального бытия, социальная
онтология выстраивает его обобщенный образ. При всей условности этот образ чрезвычайно
важен, поскольку позволяет людям выявить систему ориентирования их деятельности,
определяет структурность мировоззрения.
В нашем дальнейшем изложении мы попытаемся представить социальную эволюцию в
последовательности описаний, направленных на выяснение того, как возникали ее основные
формы, как они функционировали и что обусловливало их смену. В построении этих
описаний будет учтен опыт выделения в социальной эволюции а) аграрной,
технологической, посттехнологической ступеней, б) традиционного, индустриального,
постиндустриального обществ, в) систем непосредственно личной, вещной и опосредованно
личной зависимости между людьми. Выделение подобных ступеней достаточно масштабно,
чтобы увидеть, как меняются связи, оформляющие взаимозависимости и единство
социального мира. Вместе с тем предложенный подход не преуменьшает социально-
исторических различий отдельных обществ, позволяет заключить социальные формы в
особенный национально-культурный контекст. Подобная онтология служит не сведению
культурно-исторических различий общественных систем к простому объяснению или
правилу, а конкретизации масштабов социальной эволюции, выявлению узловых моментов и
ориентиров ее движения, т.е. выполняет мировоззренческую функцию. Ее цель — не
абстрактное обобщение, а «обобщение», учитывающее возможность согласования разных
подходов, моделей, схематизаций общественного процесса.
Вопросы
1. Как связаны между собой обособленные субъекты, обособленные предметы и
обособленные акты?
2. Каким образом людям удается перемещать социальный опыт не только в пространстве, но
и во времени?
3. Как действуют «магниты», притягивающие друг к другу социальные качества людей и
вещей, разделенных во времени и пространстве?
Hosted by uCoz