Navigation bar
  Print document Start Previous page
 82 of 156 
Next page End  

должна была заполняться представлениями индивида — хотя бы сокращенными и
символизированными — о достаточно сложном, полифоническом строении жизни и
деятельности коллектива. Общую деятельность индивиду необходимо было включить в
организацию своего дела. Она же, «включившись» в его психику, как бы раздвигала рамки
его индивидуальных усилий, соединяя его представления с более широкими смыслами
деятельности коллектива.
Способность человека объединять образ своей деятельности с образом деятельности
сообщества по мере своего развития становилась необходимым условием социальных связей
и соответственно общественной жизни. По сути, эта способность фиксировала социальную
связь в самом индивиде. Эта связь обнаруживалась в нем как сознание, т.е. как разделенное с
другими людьми знание о необходимом их содействии в сохранении человеческой
организации. Она же выявляла социальную значимость существования индивида, его
действий, соответствующего развития его сил.
Сознание человека — особого рода его связь с миром — носит нелинейный характер. В нем
сопрягаются различные отношения человека к людям и вещам, порождаемые разделенным
характером деятельности, в которой индивид обособлен от других и зависим от них. Сама
человеческая способность сочетать эти разнообразные — скрытые и явные, непосредственно
предметные и непосредственно индивидные — связи оказывается невидимым «центром»
сознания. Формирование и развитие ее обусловливает зрелость сознания.
Конечно, в каждый момент времени сознание человека к чему-то привлечено, на чем-то
зафиксировано. Оно само определяется, «раскрывается», проясняется в отношении к
определенному предмету. Это — условие его нормальной работы. Вместе с тем такое
предметное доопределение сознания оказывается предметной конкретизацией человеческих
сил, выявлением их социальной развитости. В развитой человеческой способности скрыто
присутствует разделенная деятельность человеческой общности. Через соединение
способности индивида с предметом она получает непосредственно предметное выражение
(например, в средствах деятельности). С другой стороны, эта деятельность через
формирование и развитие в индивиде способности действовать определенным образом сама
закрепляется в нем как социальная связь, как осознание этой связи. Сознание фиксирует
отношение индивида к предмету как связь индивида с другими людьми.
Предмет для сознания оказывается не только, скажем, физической вещью, но и знаком
определенной человеческой деятельности, знаком ее отношения к другим деятельностям.
Иными словами, в этом плане предмет выступает знаком, указывающим на социальное
целое. Предмет как бы доопределяет человеческие потребности и желания. Он очерчивает их
конкретный, содержательный смысл и вместе с тем обнаруживает их социальное значение,
т.е. отношение потребностей, желаний и волений одного индивида к подобным же
побуждениям других людей. Примерно то же самое он делает и с жестовыми и звуковыми
сигналами, с помощью которых люди налаживают общение. Люди вынуждены вступать в
общение по поводу определенного предметного содержания их жизни. Уточнение жестовых
и звуковых сигналов происходит в работе человека с конкретными предметами. Это
предметное уточнение сигналов превращает их в знаки человеческого языка, в слова,
обладающие достаточно четкими значениями. И тогда уже не предметы уточняют смысл
человеческого общения, выступают знаками целого, а слова уточняют смысл вещей,
выявляют их связь с определенными потребностями и волениями индивидов. Социальная
основа отношения человека к предмету как бы свертывается в способы его деятельности, в
значения используемых им слов.
В этой ситуации сознание начинает работать как способность, соединяющая
индивидуальный смысл предмета и социальное значение действия с ним. Оно сопрягает
индивидуальное овладение словом и сохранение социальной связи. Правильное
употребление индивидом слов, их соотнесенность с определенными предметами оказывается
Hosted by uCoz