Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 156 
Next page End  

1 Личность и ее культурное опознание в традиционной Африке // Человек и социокультурная
среда. М., 1991. Вып.1.
В этом случае традиция как схема социального воспроизводства как бы синтезирует в себе
структуры непосредственной зависимости между людьми, индивидной самореализации и
непосредственно вещного действия человека; причем доминирующей оказывается схема
личной зависимости, определяющая через формы этой зависимости и личностную форму
индивида, и его отношение к вещам, в частности орудия и средства деятельности.
Вещи тоже несут отпечаток традиции: кроме собственно утилитарных функций, они могут
обозначать и некие природные или социальные силы, которые вместе с человеком участвуют
в его делах.
Поэтому обращение человека с вещами подчиняется не только законам технической
целесообразности или экономической выгоды, но и обычаям их понимания и употребления,
Усовершенствование вещей, скажем инструментов, таким образом, может оказаться
противоречащим обычаям, традициям данного типа деятельности и с точки зрения
социального воспроизводства — нежелательным или даже опасным.
Такое отношение к усовершенствованию вещей остается типичным до конца средневековья.
Французский историк Ж. Ле Гофф пишет: «Не существует, вне всяких сомнений, иной сферы
средневековой жизни, нежели техническая, в которой с такой антипрогрессивной силой
действовала бы другая черта ментальности: отвращение к «новшествам». Здесь еще в
большей мере, чем в прочих сферах, нововведение представлялось чудовищным грехом. Оно
подвергало опасности экономическое, социальное и духовное равновесие» [2].
2 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992 С. 188.
Образование личности в традиционном обществе также связано не с расширением или
обновлением знания, а с передачей и усвоением социальных образцов, т.е. форм,
обеспечивающих социальное воспроизводство. «Повторение — мать учения» — эта
сохраненная до наших дней поговорка указывает как раз на характерные способы передачи
опыта в традиционном обществе.
Традиции, конечно, не только консервировали, но и накапливали, обновляли человеческий
опыт. Но это обновление происходило как бы за границами бытия конкретных индивидов;
они приводили своей энергией в движение схему традиции, которая понемножку менялась,
но это оставалось незамеченным в пределах жизни поколения. Традиция оказалась одним из
тех специфических механизмов социальной эволюции, которые представляли историю,
создаваемую людьми, в формах, поглощающих их конкретное бытие.
Для того чтобы эти формы начали отступать, потребовался длительный период накопления
человеческих сил в рамках систем социального воспроизводства, приведший к тому, что
замкнутость этих систем стала нарушаться и преодолеваться.
Вопросы
1. Что вынудило архаические сообщества перейти от охоты к оседлому образу жизни?
2. Какое влияние оказывало земледелие на организацию социальных связей?
3. Как сочетаются в аграрном обществе природные ритмы и формы деятельности людей?
4. Чем обусловлено перерастание управленческих форм в государственный аппарат?
5. Как влияет развитие государства на форму общества?
6. Какую роль играет традиция в социальном воспроизводстве?
7. Каким образом связи личных зависимостей прикрепляют людей к социальным позициям?
Hosted by uCoz